Защита авторского права в интернете

Содержание

Авторское право в интернете: способы самостоятельной и юридической защиты

Защита авторского права в интернете

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • На какие объекты распространяется авторское право в интернете
  • Как правильно использовать контент, защищенный авторским правом в сети Интернет
  • Как защитить авторское право в интернете
  • Что делать, если авторское право в сети Интернет нарушено
  • Какова ответственность за нарушение авторского права в интернете

В последнее время все чаще в Интернете размещают разные материалы. Личные фото, текстовый, видео- и аудиоконтент, стихотворения, научные труды — все это могут похитить злоумышленники.

Когда пользователи видят свое фото на чужом веб-ресурсе, то, конечно, пишут возмущенные комментарии, но это не дает никаких результатов. При этом отстоять право собственности можно на любой материал — нужно лишь выбрать метод.

О том, что такое авторское право в Интернете и что оно собой представляет, поговорим в этой статье.

На чем основывается защита авторских прав в Интернете

Результаты исследований (Фонд «Общественное Мнение») свидетельствуют о том, что каждый день 66 млн россиян выходят в Интернет, чтобы:

  • пообщаться в социальных сетях;
  • провести электронную переписку;
  • отследить новости;
  • найти информацию и товары;
  • поработать удаленно;
  • посмотреть видео, послушать музыку;
  • с иными целями.

Большинство пользователей публикуют на доступных веб-ресурсах свой контент (на сайтах, в соцсетях). Украсть материалы могут у всех, а значит, каждый человек может стать жертвой интернет-мошенников.

«Как привлечь клиентов через интернет: самые эффективные способы» Подробнее

По сути, любой интернет-пользователь — это автор, даже если он размещает обычную картинку у себя на странице в социальной сети. Конечно, чтобы опубликовать материал, человек прикладывает усилия и тратит время. Поэтому негодует, если видит свой контент на другом сайте с подписью другого человека.

Автор произведения — человек, который его создал. Права начинают действовать с минуты появления этого произведения. Российские граждане могут рассчитывать на защиту со стороны законодательства. В нашей стране закон признает интеллектуальную собственность как личное имущество, за воровство которого нарушители обязаны отвечать по статье.

Авторское право в РФ защищают:

  • Гражданский кодекс РФ;
  • Конституция РФ;
  • ФЗ № 35 «О внесении изменений в ГК и иные законодательные акты по вопросам регулирования интеллектуальной собственности»;
  • Всемирная конвенция об авторском праве;
  • Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений;
  • Договор ВОИС по авторскому праву;
  • Соглашение ТРИПС (международное авторское право);
  • Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм;
  • Директива ЕС от 22.05.2001 г. № 2001/29/ЕС «О гармонизации некоторых аспектов авторских и смежных прав в информационном обществе».

То есть авторские права в Интернете защищают закон РФ и международные акты. Но, увы, защита прав — задача непростая, особенно если факт нарушения подтвердить невозможно.

Каждый может заявить о том, что он автор любого материала, опубликованного в Интернете, если у этого контента нет официальной защиты. Как защищать материал и что при этом делать, зависит от его вида. На эту тему есть книги.

Авторское право в Интернете рассматривается в них очень подробно.

Подробнее о регулировании авторских прав в Интернете

Авторские права в том числе защищает статья 1255 Гражданского кодекса РФ. Подробнее рассмотрим второй пункт данной статьи.

Автор материала обладает следующими правами:

  • исключительным правом на произведение;
  • авторским правом;
  • правом автора на имя;
  • правом на неприкосновенность произведения;
  • правом на публикацию произведения.

Перечисленные права — это личные неимущественные права гражданина. Они защищены отдельной статьей Гражданского кодекса РФ.

Что это значит в реальной жизни? Никто не вправе без согласия автора:

  • размещать материалы в Интернете;
  • пользоваться ими в коммерческих и других целях;
  • заявлять автором себя или менять имя автора;
  • компилировать, урезать или разными способами менять исходник.

Все указанные действия нарушают авторское право в Интернете.

Иными словами, обрезать картинки и логотипы, создавать коллажи и проводить подобные действия незаконно без разрешения автора. Это же относится к другому контенту: видео, графике. Авторские права в Интернете также распространяются на текст.

Ваша задача — попросить автора дать возможность использовать исключительные права. Их можно купить, получить разрешение в письменном виде или применять лицензию Creative Commons. Так называют публичные лицензии, благодаря которым авторы беспрепятственно распространяют свой контент, а пользователи могут публиковать его, не нарушая закон РФ.

Также важно понимать, что использовать чужие материалы запрещено по умолчанию. Если автор не дал прямого разрешения на использование своего произведения, значит, публиковать его вы не имеете права.

На основании п. 1 ст. 1229 Гражданского кодекса РФ автор вправе сам устанавливать, разрешать или запрещать другим лицам использовать результат своего интеллектуального труда или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Согласно разъяснению Пленума ВС РФ от 9.06.2015 г. размещение фотографии гражданина, включая публикацию им самим своего фото в Интернете, и доступность такого изображения для всех не дает прав другим лицам беспрепятственно использовать это фото без согласия автора. Авторское право на изображение в Интернете защищено законом РФ.

Закон РФ наделяет автора исключительным правом на продукт его деятельности, авторским правом, правом на имя, правом делать произведение неприкосновенным, правом на публикацию. Правообладатель может пользоваться им в любой форме и любым методом, не противоречащим закону. Обычно за использование материала автору причитается гонорар.

Согласно статье 1270 Гражданского кодекса РФ использованием произведения называют его воспроизведение, то есть создание одного экземпляра произведения или его части в любом материальном выражении, включая видео- и звукозапись, его распространение и публичную демонстрацию. К нарушениям также относится импорт оригинального материала или его экземпляров с целью распространения в России, предоставление объекта в прокат, его публичное воспроизведение, ротация на радио и ТВ, перевод или иная переработка.

Надо сказать, что собственное исключительное право на объект, как и право на его публичное использование, автор может передать другому человеку на основании договора. В этом случае требуется согласие доверенного лица на использование материала.

Авторское право действует на протяжении всего срока жизни автора плюс 70 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

После того как автор умирает, его права переходят к наследникам и правопреемникам, и в течение 70 лет требуется их согласие на использование произведения.

По истечении 70 лет материалы становятся достоянием общественности и их могут беспрепятственно использовать все (и в Интернете в том числе), без разрешения каких-либо лиц и вознаграждения им.

Что относится к объектам авторского права в сети Интернет

Закон РФ требует соблюдать определенные правила при размещении материалов в Интернете. Ниже мы расскажем, что нужно учитывать при защите авторского права.

В идеале всегда нужно использовать только оригинальные авторские материалы. Но так происходит не всегда — бывает, возникает потребность в чужом контенте. Чтобы не вступить в конфликт с автором, важно знать закон о защите авторских прав в Интернете.

Источник: https://sales-generator.ru/blog/avtorskoe-pravo-v-internete/

Защита прав интеллектуальной собственности в сети Интернет

Защита авторского права в интернете

Функция информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, фактически заключается в передаче информации. Этим и обусловлена особенность отношений, возникающих с применением сети Интернет: все они тесно связаны с передачей информации.

В этой связи, необходим баланс между авторским правом и свободой распространения и получения информации.

Об этом говорится как специалистами в области гражданского права (права интеллектуальной собственности), так и специалистами в области публичного права (уголовного права).

Проблема защиты прав интеллектуальной собственности в сети Интернет и противодействие таким деяниям носит комплексный характер, что обусловлено следующими причинами:

1. Правонарушения происходят не только в сети Интернет, но и других информационно-телекоммуникационных сетях, к которым, в частности, относятся сети подвижной радиотелефонной связи.

2. С использованием таких сетей совершаются самые различные правонарушения:

  • плагиат;
  • незаконная торговля объектами прав интеллектуальной собственности;
  • торговля контрафактной продукцией через Интернет-магазины.

3. Объектами правонарушений являются самые различные объекты прав интеллектуальной собственности.

4. Правонарушения носят транснациональный характер.

5. Рассматриваемые правонарушения зачастую сопровождаются другими опасными деяниями: распространение вредоносных программ, нарушение правил обработки персональных данных, распространение спама и других.

Методы защиты от нарушений прав интеллектуальной собственности определяются комплексностью их характера.

Мы остановимся на двух основных моментах, требующих скорейшего решения.

Технические меры защиты

Статьи 48-1 Закона «Об авторском и смежных правах» содержит требование принятия технических мер защиты авторского права и смежных прав, однако до сих нет никакой ответственности за невыполнение этих требований. Поэтому необходимо до конца продумать эти изменения.

Указанные статьи отвечают передовым тенденциям в развитии международного права в сфере авторского права, в частности ст.

11 Договора ВОИС по авторскому праву, в которой говорится о соответствующей правовой охране и эффективных средствах правовой защиты существенных технических средств, используемых авторами в связи с осуществлением их прав.

Кроме того, указанные требования коррелируют с Директивой ЕС 2001/29/ЕС от 22 мая 2001 г. “О гармонизации определенных аспектов авторских и смежных прав в информационном сообществе”.

Однако, данная Директива делает существенный шаг дальше, чем корреспондирующие положения Договора ВОИС. В соответствии с Директивой запрещается не только обход таких технических мер защиты, но и производство или продажа оборудования, предназначенного для такого обхода.

В этом же направлении пошел российский законодатель в ст. 48-1 закона об авторском праве.

Под техническими средствами защиты авторского права и смежных прав согласно п. 1 ст. 48.

1 Закона понимаются любые технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведениям или объектам смежных прав, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором, обладателем смежных прав или иным обладателем исключительных прав, в отношении произведений или объектов смежных прав.

В п. 2 ст. 48.1 Закона сформулирован запрет на обход технических средств защиты авторских и смежных прав.

Однако анализ упомянутых выше положений, в целом эффективных для защиты интересов правообладателей, приводит к неутешительному выводу о том, что они пока представляют собой холостой выстрел в направлении потенциальных правонарушителей.

Во-первых, эти положения не подкреплены ссылками на соответствующие санкции за их нарушение.

Во-вторых, такие санкции, равно как и составы правонарушения, согласно особенностям, российского права должны быть сосредоточены в КоАП РФ и в УК РФ.

Изначально при подготовке законопроекта была закреплена норма, согласно которой за совершение действий, направленных на обход технических средств защиты авторских и смежных прав, наступает такая же ответственность, какая предусмотрена законодательством РФ за нарушение авторских и смежных прав.

Такая норма, естественно, вызвала возражения при ее обсуждении и была исключена из законопроекта, поскольку в КоАП РФ (ст. 7.12) и УК РФ (ст. 146) закреплены иные составы правонарушения.

Кроме того, разработчиками законопроекта не представлены были проекты соответствующих изменений и дополнений в КоАП РФ и УК РФ, которые учитывали бы специфику технических средств защиты авторского права и смежных прав.

Круг замкнулся. Лоббированные профессиональным сообществом нормы о запрете обхода технических средств защиты авторского права и смежных прав повисли в воздухе, так как не могут применяться на практике.

Поэтому, считаем необходимым вносить изменения, касающиеся именно ответственности, а не останавливаться на второстепенном вопросе толкования «технологические» или «технические» средства лучше. Тем более что, в документах ВОИС, как и в законодательстве европейских стран также используется термин «технические средства».

Ответственность Интернет-провайдеров за нарушение авторских прав

Актуальный вопрос для России – ответственность Интернет-сервис провайдеров за нарушения авторских прав.

Вопрос ответственности имеет важный международный подтекст. Поскольку Интернет не имеет границ важно, чтобы сходные подходы к регулированию данного вопроса были приняты во всем мире.

Необязательно, чтобы эти подходы были идентичными: они могут различаться в зависимости от конкретных обстоятельств и правовых традиций любой конкретно взятой страны. Но для устойчивого развития глобальных сетей и электронной коммерции, они должны быть взаимно работоспособными.

Этот вопрос был предметом рассмотрения на рабочем семинаре ВОИС в 1999 г., который исследовал национальные и региональные правовые рамки, системы уведомления и снятия и возможности международной гармонизации.

В Директиве Европейского Союза по электронной коммерции установлено исключение ответственности за действия по техническому копированию (кэширование), в частности, при условии, что Интернет-провайдеры, совершая такое копирование, не изменяют содержание передаваемой информации, или, узнав о незаконности содержания передаваемой информации, предприняли своевременные действия для предотвращения доступа к такой информации. Данное положение Директивы ЕС по электронной коммерции было реализовано во Франции, например, при помощи закона «О доверии в цифровой экономике» от 21 июня 2004 г., который реформировал режим ответственности Интернет-провайдеров и ввел следующую статью в кодекс почтовых и электронных сообщений:

«Любое лицо, осуществляющее автоматическое переходное и временное хранение информации, единственной целью которого является эффективная передача данных заказчикам услуг, не несет ни гражданско-правовой, ни уголовно-правовой ответственности за хранение такой информации, при условии если Интернет-провайдер:

1) не изменяет содержание информации, соблюдает правила по осуществлению доступа к информации и правила по обновлению информации, не препятствует нормальному и законному использованию технологий по получению информации;

2) принимает своевременные меры по удалению хранимой информации или закрытию доступа к ней при обнаружении незаконности содержания информации, о чем Интернет-провайдеру становится известно в связи с тем, что информация была удалена у источника передачи данных, или доступ к ней был закрыт, или если судом было принято решение о закрытии доступа к информации или ее удалении».

Во Франции также запрещено возлагать на Интернет-провайдеров обязанность по общему надзору за содержанием информации, кроме случая, когда судом был вынесен приказ об осуществлении строго определенного и временного надзора.

В соответствии с согласованным заявлением в отношении статьи (8) Договора ВОИС по авторскому праву «простое предоставление физических средств, позволяющих сделать или осуществляющих сообщение, само по себе не является сообщением в смысле настоящего Договора или Бернской конвенции». Поэтому действия Интернет-провайдеров не могут пониматься как доведение до всеобщего сведения, иначе это возложит на Интернет-провайдеров обязанность проверять всю информацию, проходящую через их инфраструктуру или хранящуюся на ней.

Исполнение такой обязанности, во-первых, представляется трудно исполнимым.

Во-вторых, наличие такой обязанности фактически превратит Интернет-провайдеров в цензоров сетей, если только, конечно, в законе не будут закреплены однозначные и детально разработанные положения о том, в каких случаях Интернет-провайдеры имеют право на удаление файлов, незаконно содержащих объекты авторского права.

При отсутствии такого условия обязанность Интернет-провайдеров контролировать информацию на своих серверах создаст угрозу нарушения конституционных принципов: запрещения цензуры и права свободно распространять информацию любым, не запрещенным законом способом (ст. 29 Конституции РФ).

Аналогично операторы подвижной радиотелефонной связи не имеют право проверять телефонные разговоры, т.к. это будет нарушением тайну связи (статья 63 ФЗ «О связи»). Федеральным законом от 27 июля №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», аналогично французскому закону, вводится общее ограничение ответственности Интернет-провайдеров (статья 17):

«В случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги:

1) либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений;

2) либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации».

Однако нормы этого закона, не распространяются на отношения, связанные с правовой охраной результатов творческой деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. Но это не мешает транслировать подобное положение в Закон «Об авторском праве», либо в закон «О связи», в зависимости от выбранной модели регулирования.

Все зарубежные законодательные акты различаются в части того, посвящены ли они только авторскому праву, или используют «горизонтальный подход», т.е.

правило, возлагающее ответственность на провайдеров услуг вне зависимости от оснований, по которым материал незаконно передавался.

Горизонтальный подход охватывает не только нарушения авторского права, но и другие законы, такие как законы о клевете или нецензурных высказываниях.У.В.Зинина 

Материалы Интернет-конференции «Право и Интернет»

Источник: https://iq.hse.ru/more/media/zashita-prav-intellektualnoj-sobstvennosti

Как защитить авторские права в интернете

Защита авторского права в интернете

Размещаете уникальный контент в сети – обязательно разберитесь, в каких случаях его использование будет считаться нарушением ваших авторских прав, как это предотвратить и что делать, если продуктами вашей творческой деятельности все же воспользовались без разрешения

  • Вы обнаружили сделанные вами фотографии на фотостоке.
  • В социальной сети вы наткнулись на пост, который почти полностью копирует заметку из вашего блога.
  • Снятый вами ролик кто-то выложил на .
  • Конкурент на своем сайте выдает ваши дизайн-решения за собственные.
  • Ваша песня появилась в ролике незнакомого вам автора.

Если что-то из вышеперечисленного случилось без вашего разрешения, скорее всего, имеет место нарушение ваших авторских прав.

Авторское право охраняет интеллектуальные права автора или иного правообладателя на произведения науки и искусства. Причем наряду с традиционными произведениями литературы и изобразительного искусства Гражданский кодекс относит к охраняемым аудиовизуальные произведения, фотографии, дизайн, программы для ЭВМ и др.

Перечень произведений, установленный Гражданским кодексом, не является исчерпывающим. Гипотетически авторское право может распространяться на любые формы контента, созданного творческим трудом. Главное, что нужно помнить, – авторское право охраняет только конкретную форму произведения и не распространяется на идеи, методы, технические решения и иные подобные объекты.

Показательное в этом отношении дело недавно рассматривал Суд по интеллектуальным правам.

Истец, являющийся автором фитнес-методики для лица и созданных для ее продвижения материалов, обратился в суд с требованием признать незаконными действия конкурента, продвигавшего в интернете схожий продукт. Суд отказал в удовлетворении требований истца.

Он указал среди прочего, что «техника выполнения физиологических упражнений, а также последовательность таких упражнений представляют собой методику, которая не является объектом исключительных прав» (дело № А40-128378/2017).

Автору принадлежат права двух типов:

  • имущественные права (они же исключительные) – право использовать произведение и запрещать его использование остальным;
  • неимущественные права – права считаться автором произведения и требовать указания имени автора, право на неприкосновенность произведения, право его первого обнародования и др.

Все права автора возникают с момента создания произведения. Дополнительные действия для этого не требуются, в том числе регистрация, обнародование или проставление знаков копирайта.

Исключительное право на произведение автор вправе передать другому человеку. В этом случае он становится правообладателем вместо автора. Неимущественные права передать нельзя. Поэтому, например, автор всегда может требовать указания его имени или псевдонима при публикации произведения.

Без разрешения правообладателя никто не вправе использовать принадлежащее ему произведение. При этом использованием является фактически любое копирование контента. Подробный, хоть и неисчерпывающий перечень способов использования произведения приведен в ст. 1270 Гражданского кодекса.

Однако закон устанавливает исключения, когда использование контента допускается без согласия правообладателя. В интернете наиболее актуально цитирование, которое возможно без разрешения правообладателя при соблюдении следующих условий:

  • цитирование осуществляется в научных, информационных или иных культурных целях, поименованных в ст. 1274 Гражданского кодекса;
  • цитируемое произведение было правомерно обнародовано (например, автором на своем сайте);
  • объем цитирования должен быть оправдан целью цитирования;
  • указаны имя (псевдоним) автора и источник заимствования.

Одним из самых известных судебных дел, связанных с цитированием, является спор сайта «Архи.ру» и блогера Ильи Варламова по поводу использования его фотографий (дело № А40-142345/2015).

Спор дошел до Верховного Суда РФ, который отказал блогеру в удовлетворении требований на том основании, что фотографии использовались на сайте с соблюдением правил цитирования. В этом деле Верховный Суд впервые прямо указал, что цитировать можно не только текст, но и иные виды контента, включая фотографии.

Среди прочего Суд отклонил довод блогера о том, что размещение на сайте ответчика рекламы свидетельствует о коммерческом характере использования спорных фотографий.

С полным перечнем случаев свободного использования произведений можно ознакомиться в ст. 1273–1280 Гражданского кодекса.

Кроме того, если контент публикуется на стороннем ресурсе, например в социальной сети, необходимо учитывать правила этого ресурса. В пользовательских соглашениях некоторых платформ предусмотрено, что, размещая контент на сайте, вы по умолчанию выдаете остальным лицензию на использование своего контента.

Полностью защититься от кражи контента невозможно. Тем не менее для снижения рисков вы можете принять превентивные меры.

1. Предупредите пользователей

При публикации контента лучше указывать свое настоящее имя. Так будет проще доказать свое авторство в случае возникновения спора.

Нелишним будет поместить знак охраны авторского права (так называемый копирайт). Дополнительной юридической защиты он не дает, но для нарушителей может стать поводом задуматься.

Если у вас собственный сайт, разместите на нем правила перепечатки материалов.

2. Зафиксируйте авторство

Если вы занимаетесь фотографией, настройте фотоаппарат так, чтобы в метаданных сохранялась информация о вас, и никому не передавайте исходные файлы. Этот совет применим ко всем материалам, создаваемым и сохраняемым в электронном виде.

На фотографиях и видео используйте водяные знаки. В начале или в конце видео лучше указать всех авторов, если их несколько, и правообладателя, если он не является одним из авторов.

Для последующей защиты прав очень важно бывает зафиксировать дату создания произведения. Для этого есть несколько способов:

  • заверьте документ с авторским текстом у нотариуса. Это самый надежный способ, который на практике применяется редко из-за дороговизны и ограниченности с точки зрения круга возможных объектов;
  • отправьте себе заказное письмо с текстом и/или сохраните его на флешке. Это классический способ, который обычно знаком и понятен российским судам. Очевидный минус – такое доказательство можно использовать только один раз;
  • задепонируйте произведение на специализированном интернет-сервисе или в авторском обществе. Это удобный способ. Однако нет гарантий, что документ, выданный таким сервисом или обществом, будет принят судом в качестве надлежащего доказательства. Здесь многое будет зависеть от авторитета организации. До недавнего времени общепризнанным авторитетом пользовалось Российское авторское общество, но оно перестало оказывать услуги депонирования. При выборе организации лучше посоветоваться с опытным юристом или хотя бы поинтересоваться у организации, имеют ли ее клиенты положительный опыт использования таких доказательств в суде;
  • зафиксируйте факт и дату публикации на непрерывное видео. Это наименее затратный вариант, но пока не все суды готовы принимать такие доказательства. Хотя данный вариант тоже гарантий не дает, это лучше чем ничего.

3. Воспользуйтесь услугами специализированных сервисов

Многие сервисы предоставляют комплексные решения в области защиты интеллектуальных прав в интернете, начиная от услуг депонирования и заканчивая активным мониторингом и автоматическим реагированием на нарушения. Такие сервисы будут полезны, если потенциальный ущерб от нарушений существенно превышает стоимость их услуг.

Основные требования, которые правообладатель вправе предъявить к нарушителю:

  • признать авторство и/или указать имя автора;
  • удалить контент;
  • опубликовать решение суда, которым установлен факт нарушения авторских прав;
  • взыскать с нарушителя убытки или компенсацию за нарушение исключительных прав.

Убытки правообладателя складываются из его реального ущерба (но в случае нарушения авторских прав он маловероятен), а также упущенной выгоды, которую правообладатель мог бы получить, если бы его права не были нарушены (например, в виде недополученных доходов от продажи контента). Однако на практике большей популярностью пользуется компенсация за нарушение исключительных прав, поскольку для ее взыскания правообладатель не должен доказывать наличие убытков.

Компенсация рассчитывается одним из следующих способов на выбор правообладателя:

  • в двукратном размере стоимости права на использование произведения, которую бы нарушитель заплатил, если бы сделал это правомерно;
  • в двукратном размере стоимости экземпляров произведения;
  • в размере от 10 тыс. до 5 млн руб. по усмотрению правообладателя (при этом окончательный размер остается на усмотрение суда, который может снизить заявленную сумму исходя из характера нарушения).

За особо злостные нарушения предусмотрена административная и даже уголовная ответственность.

1. Зафиксируйте нарушение

«Золотым стандартом» для доказывания факта нарушения авторских прав в интернете является нотариальный протокол осмотра веб-страниц. Однако нужно учитывать, что в случае большого объема украденного контента стоимость услуг нотариуса может оказаться существенной.

Факт нарушения можно также зафиксировать на видео, в котором необходимо наглядно продемонстрировать все действия, совершаемые пользователем. фиксация может быть особенно полезной в случае, если нарушены права на аудиовизуальный контент.

Иногда суды принимают распечатанные скриншоты с сайта нарушителя. Некоторые могут проверить утверждения истца, зайдя в интернет прямо в судебном заседании. Однако практика показывает, что рассчитывать на это не стоит. Скриншоты лишними не будут, но лучше все же провести осмотр сайта вместе с нотариусом.

2. Установите личность нарушителя

Информация о владельце сайта обычно доступна в разделе «О нас» и т.п. При ее отсутствии следует обратиться к сервису whois, в котором указываются данные администратора домена.

Если администратором домена выступает физическое лицо, то информация о нем, скорее всего, будет скрыта. В этом случае можно обратиться к адвокату для направления официального адвокатского запроса к регистратору домена. Обычно регистраторы идут навстречу и предоставляют данные владельца.

Сложнее будет, если речь идет о нарушении в социальных сетях, поскольку данные о владельце страницы могут отсутствовать. Вместе с тем соцсети, как правило, могут провести внутренние процедуры, позволяющие пресечь нарушение, даже если данных о нарушителе нет.

3. Направьте претензию

Практически во всех случаях имеет смысл сначала направить претензию нарушителю. Если ваша цель – добиться указания авторства или удаления контента, есть шанс, что удастся это сделать без суда.

Стоит иметь в виду, что социальные сети обычно проводят специальную процедуру рассмотрения и разрешения претензий о нарушении авторских прав.

Если вы предприниматель и хотите взыскать убытки или компенсацию, предварительный претензионный порядок является обязательным. И если вы настроены на судебный спор, уже на данном этапе лучше обратиться к юристу.

4. Обратитесь в суд

По общему правилу исковое заявление подается в районный суд, если вы выступаете как физическое лицо, и арбитражный суд субъекта РФ, если вы выступаете как предприниматель или от имени компании, по месту нахождения нарушителя.

Закон предусматривает возможность принятия предварительных обеспечительных мер в виде блокировки интернет-ресурса, на котором размещен спорный контент. Но принять такие меры может только Мосгорсуд.

Подать соответствующее заявление можно как в бумажном, так и в электронном виде.

В случае удовлетворения требования о принятии обеспечительных мер с определением суда нужно обратиться в Роскомнадзор, который будет осуществлять блокировку.

Необходимо учитывать, что обеспечительные меры являются временными. Они будут отменены, если в течение установленного срока правообладатель не подаст в суд исковое заявление. Если вы обратились в Мосгорсуд за обеспечительными мерами, то он же и будет рассматривать спор о защите авторских прав независимо от местонахождения ответчика.

В случае особо злостных нарушений также можно направить заявление в правоохранительные органы.

Источник: https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/kak-zashchitit-avtorskie-prava-v-internete/

Защитить авторские права — Эльба

Защита авторского права в интернете

Привычный контент — тексты, фото, видео, дизайн и программы — это произведения. Создателям произведений принадлежат авторские права: указывать своё имя, получать деньги за публикацию и некоторые другие по ст. 1255 ГК РФ.

Чтобы считаться автором, не нужно оформлять специальные документы — ст. 1259 ГК РФ. Доказательства  понадобятся, только если контент кто-то украл или возник спор об авторстве.  

Статья о компенсации за нарушение авторских прав

Доказывать, что автор именно вы, можно любыми способами — так пояснил Верховный суд в п. 110 Постановления № 10 от 23.04.2019. Но лучше заранее зафиксировать авторство и дату создания.

Мы собрали известные способы фиксации авторства на контент и программы. Посмотрите, что получилось.

1. Ставить имя и дату на каждом экземпляре произведения

Человек, имя которого указано на произведении, считается автором, пока это не опровергнуто другими доказательствами — ст. 1257 ГК РФ. Такой способ фиксации авторства слаб, но в спорах он иногда работает сам по себе.

Фотограф сделал репортажную съёмку с корпоративного футбола охранного агентства. Съёмку ему заказал предприниматель, у которого был договор с охранным агентством. В итоге вышло так, что агентство разместило фото на своём сайте, но денег фотограф ни от кого не получил. Пришлось обращаться в суд для компенсации за использование фото без договора.

Суд взыскал с агентства компенсацию, потому что на каждом фото значилось имя фотографа как автора — дело № 33-9072/201.

К имени и дате можно добавить знак копирайта © и текст с разрешением или запретом перепечатки — ст. 1271 ГК РФ. Копирайт ставят на фото, макете, под текстом, в конце видео, в подвале сайта.

Имя и знак копирайта нельзя удалять. Если кто-то замазал в фотошопе символ © или поставил чужое имя под текстом, можно идти в суд за компенсацией по ст. 1300 ГК РФ.

2. Депонировать произведение

Депонирование работает так. Автор передаёт копию произведения специальной организации. Взамен получает сертификат с датой передачи и указанием себя автором. В случае спора предъявляет свидетельство, а депозитарий показывает копию произведения. Способ подходит для текстов, фото, рисунков, логотипов, видеороликов, программного кода и сайтов целиком.

Депонированием занимаются Российское авторское общество и Копирус. Это аккредитованные государством организации. Есть ещё частные депозитарии, некоторые предлагают депонировать контент онлайн.

Депонирование — платная услуга. Цена регистрации одного произведения от 250 до 3 500 рублей — зависит от депозитария. Поэтому у депонирования есть смысл, если считаете, что контент ценный и его точно украдут.

Владелец и автор контента интернет-магазина одежды депонировала сайт. Когда дизайн и промоматериалы скопировали, смогла отсудить компенсацию. Помогло свидетельство — дело № 44г-46/2019.

3. Заверить у нотариуса дату и подпись на экземпляре текста

У нотариусов есть услуга — заверение подлинности подписи на документе. Автор приносит распечатку текста, ставит подпись и дату, нотариус заверяет. Таким заверенным экземпляром можно доказать, что скопированный текст автор создал раньше нарушителя. Стоимость услуги в среднем 1500 рублей. 

Но не каждый нотариус согласится визировать подпись под текстом для лендинга или статьёй в блог. Отказ объясняют тем, что обычный текст на бумаге — это не документ. А в Законе о нотариате прямо сказано, что свидетельствуется подпись именно под документом. Поэтому подходящего нотариуса придётся искать.

4. Письмо себе

Автор ставит подпись с датой на экземпляре произведения и отправляет почтой самому себе. Полученный конверт не вскрывается. В случае спора почтовый штемпель подтверждает, что произведение создано до даты отправления. 

Это почти бесплатно — деньги нужны только на почтовое отправление. 

Почтовый способ подходит для произведений, которые можно вынести на бумагу или записать на диск. Но оппонент в суде может говорить, что конверт вскрывали или почтовый штемпель подделали. Тогда понадобится экспертиза или дополнительные доказательства.

5. Публикация в соцсетях и блогах

Фото, тексты и видео выкладывают под своим аккаунтом в соцсетях, блогах или на специальных сайтах типа Проза.ру или GitHub. Для надёжности лучше добавить подпись и символ ©. 

Сервер Проза.ру заключает с автором договор-оферту на бесплатное предоставление места для публикации текста или изображения и выдаёт свидетельство с номером.

Личные данные из профиля и дату публикации суды принимают в подтверждение авторства контента наряду с другими доказательствами. Правда, получится, что произведение обнародовано. Поэтому способ не подходит, если автор не хочет показывать свою работу.

У фотографа стащили фото местного железнодорожного вокзала для иллюстрации текста об услугах компании на сайте. Доказать авторство в суде в споре за компенсацию помогла публикация фото в профиле — дело № 33-2098/2018.

В другом деле фотограф подтвердил авторство украденных агентством недвижимости фото пляжа публикацией в фотоблоге со знаком Copyright © — дело № 2-2531/2016.

6. Залить произведение на облачное хранилище

Когда пользователь регистрируется в облачных хранилищах наподобие Яндекс.Диска, он указывает имя, телефон или электронную почту. При загрузке файла в хранилище фиксируется дата. Имя пользователя и дата подтверждают авторство.

Для суда понадобится принести протокол осмотра нотариусом страницы сервиса. Такая услуга нотариуса стоит примерно 7 000 рублей за страницу. В случае выигрыша суд обяжет ответчика возместить эти деньги. 

Телеканал показал видеоролик без разрешения и указания автора. Автор доказала, что спорное видео принадлежало ей раньше показа в эфире с помощью единственного доказательства — протокола осмотра сайта Яндекс.Диск — дело № 33-28581/2017.

7. Хранить исходники 

Способ подходит для фото, видео, дизайн-макетов. Главное здесь — сохранить необработанный объект, желательно с датой и подписью автора.

Например, для фотографий сохраняют исходники в формате RAW с указанием в метаданных времени съемки, модели камеры и имени фотографа. Для дизайна — рисунки от руки или, например, в формате PSD.

Текстильная фабрика вырезала из детской книги изображения котов и разместила их на ткани. Автор книги и иллюстраций не давала на это согласие и пошла в суд за компенсацией. Суд принял в доказательство авторства рисунки котов — дело № 33-21698/2019.

8. Договоры на создание произведения

Текст, макет или программу на заказ автор создаёт на основании договора. Такой договор вместе с актами и техзаданиями можно предъявить суду — там имена и даты.

Сценарист спорил в суде с кинокомпанией об указании себя соавтором в титрах к сериалу. Авторство помог доказать договор авторского заказа на создание литературного сценария к сериалу и акт выполненных работ — дело № 11-35888/2013.

9. Зарегистрировать программу в Роспатенте

Программы и базы данных авторы по желанию регистрируют в Роспатенте по ст. 1262 ГК РФ.  

Для этого подают заявку и депонируемые материалы с рефератом. Орган вносит программу в Реестр и выдаёт свидетельство о государственной регистрации. Считается, что сведения в Реестре достоверны, пока  не появятся доказательства, что код написали не вы.

Услуга регистрации для граждан стоит 3000 рублей.

Чтобы потом продать права на такую программу понадобится перерегистрация в Роспатенте на нового правообладателя.

Разработчики создали программу для электронного учёта транспортных средств и оформили регистрацию. 

Демоверсию показали ГИБДД. После теста ГИБДД отказались покупать лицензию, но разместили аналогичную программу на своём сайте. Добиваться удаления программы и выплаты компенсации пришлось в суде.

Авторство кода разработчики подтвердили с помощью данных из Реестра. Для доказывания плагиата сделали экспертизу — дело № 11-36905/2013.

Статья актуальна на 28.01.2021

Источник: https://e-kontur.ru/enquiry/1367/author_defence

Как защитить свои авторские права в интернете?

Защита авторского права в интернете

Мы уже писали про уникальность и защиту оригинального контента. Сегодня более подробно рассмотрим, как защитить свой контент с юридической точки зрения.

Воровство контента (и авторских прав на него) в интернете встречается сплошь и рядом. Этого не избежать. Хотя нет, один способ все-таки есть — совсем ничего не публиковать.

К сожалению, контент копировали, копируют и будут копировать.

И если предотвратить воровство нельзя, то можно подготовиться к тому, чтобы защищать нарушенные права. Итак, по порядку.

Немного занудства: пробежимся по статьям Гражданского кодекса

Авторскому праву посвящена целая глава в Гражданском кодексе Российской Федерации. Под авторским правом понимаются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства (ст. 1255 ГК РФ).

Объектом авторского права являются, соответственно, произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (ст. 1259 ГК РФ).

Немного поясню: сайт (целиком), контент с сайта, фотографии, картинки, видеоролики — всё это относится к объектам авторского права.

Автором произведения науки, литературы и искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано (ст. 1257 ГК РФ). Но что значит эта красивая формулировка «творческим трудом»? У каждого автора, который пишет, фотографирует, рисует, придумывает сценарий, по сути, происходит умственный процесс.

Он сначала придумывает идею, а затем ее воплощает. Умственные процессы преобладают над физическими, поэтому это творческий труд. Если же человек помогает автору, например, материально или оказывает содействие в съемке, то это считается техническим трудом, и в этом случае на соавторство претендовать нельзя.

А вот если подкинуть идеи, дополнить или придумать что-то новое, то пожалуйста — вы соавтор.

А возникает авторское право на произведение автоматически в момент его создания. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей (п. 4 ст. 1259 ГК РФ).

Теперь разберемся, какие именно права есть у автора. Традиционно права делятся на личные и имущественные. К личным правам относятся: право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения (п. 2 ст. 1255 ГК РФ). К имущественным правам относится: исключительное право на произведение (ст. 1270 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 1229 ГК РФ, правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности. Также правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. При этом отсутствие запрета не считается согласием/разрешением.

Примечание: автор и правообладатель — это не всегда одно и то же лицо. Автором является человек, чьим творческим трудом создано произведение. А вот правообладателем может быть как физическое, так и юридическое лицо. Поскольку законодательство не запрещает отчуждение права в пользу других лиц, то правообладателю принадлежит исключительное право на произведение.

Отчуждение права может быть как в полном объеме, так и частично. И происходит отчуждение на основании договора.

Например, в Договоре об оказании услуг, который мы заключаем с Заказчиками, есть пункт, который регулирует отношения в этой сфере: «Исключительные права на использование дизайна, текстов, иллюстраций и других материалов, разработанных согласно настоящему договору, принадлежат Заказчику (то есть клиенту) и передаются ему после завершения Исполнителем (то есть нами) соответствующих работ».

И все-таки, как защитить своё?

Совет № 1. Ставьте некое предупреждение об авторских правах

Например, у нас выглядит так:

А возможен и другой вариант: «Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн). Запрещается копирование, распространение или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя».

Совет № 2. Ставьте знак охраны авторского права

Это привычная глазу надпись: латинская буква «с» в кружочке, © + имя/наименование правообладателя + дата публикации (между прочим, ст. 1271 ГК РФ).

Совет № 3. Ставьте водяные знаки на фотографиях

И лучше, чтобы на водяном знаке было указано ваше имя. Можно, конечно, указывать сайт, почту или псевдоним, но в случае, если ваше авторское право будет нарушено, доказать принадлежность сайта/почты/псевдонима именно вам будет сложнее.

Примечание: если водяной знак на фотографии обрезали/заретушировали, то это уже нарушение по отдельной статье ГК РФ — ст. 1266 — право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений.

Совет № 4. Не передавайте никому исходные фотографии

А также черновики/наброски ваших работ и т.п. Ведь всё это является доказательством ВАШЕГО авторства.

Совет № 5. Рассказывайте пользователям о выходе нового материала

Например, освещайте новые статьи из блога с помощью социальных сетей/рассылок. Другими словами — анонсируйте выход вашего контента, как это делаем мы. В этом есть и другие плюсы, например, привлечение трафика.

Совет № 6. Можно распечатать статью/страницу сайта/картинку и заверить у нотариуса

Разумеется, это будет стоить денег. Но доказательством будет неоспоримым.

Есть еще варианты использования скриптов для запрета копирования/выделения текста, добавление ссылки на источник при копировании. Но это варианты, которые легко обойти (подробности в этой статье).

Немного практики

Приведу вам пару примеров споров по защите интеллектуальной собственности.

С Алёнкой все сладко да гладко

Спор между ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный октябрь» и ЗАО «Кондитерская фабрика «Славянка», который связан с брендами шоколадок «Аленка» и «Алина». Дело было в дизайне упаковки шоколада.

«Красный октябрь» требовал компенсации более 310 миллионов рублей (!!!) от «Славянки» за нарушение исключительных прав на товарный знак.

По мнению «Красного октября», «Славянка» выпускала шоколад «Алина», дизайн которой «схож до степени смешения с этикеткой шоколада „Аленка“».

Представитель «Красного октября» даже представил суду исследование ВЦИОМ, которое установило, что шоколад «Аленка» и «Алина» воспринимаются «как товары линейки одного производителя».

Разбирательство завершилось подписанием мирового соглашения: «Славянка» обязалась прекратить выпуск шоколадок в спорном оформлении, а также выплатить «Красному октябрю» 15 миллионов рублей.

И снова о вкусняшках

В 2007 году группа Ferrero подала иск в арбитраж Москвы о нарушении исключительного права на товарный знак, охраняющий внешний вид конфет Raffaello.

Ответчиками по иску выступили ЗАО «Ландрин» и предприятие розничной торговли ООО «Чакуба» (Москва). Компания Soremartek S.A.

(входит в Ferrero) зарегистрировала на свое имя товарный знак, представляющий собой реалистичное изображение (фотографию) конфеты шарообразной формы белого цвета с неровной поверхностью — в обсыпке из кокосовой стружки.

В итоге судебных разбирательств все четыре инстанции арбитражной системы подтвердили исключительное право Ferrero на бренд Raffaello.

Ваша песенка спета

А вот весьма занятная история о том, как работает защита интеллектуальных прав не у нас в России:

«Happy birthday to you» — кто из нас хоть раз в жизни не исполнял эти слова в качестве поздравления с днем рождения? =) Но вот коммерческое исполнение этой песни без отчислений правообладателю в США запрещено.

Именно поэтому крайне редко встретишь эту песню, например, в американских фильмах (ибо дорого). Авторами этой песни являются сестры Пэтти и Милдред Дж. Хилл (они написали песню в 1893 году). Права на песню перешли родственникам сестер.

Официально авторские права на песню «Happy birthday to you» были зарегистрированы в 1935 году и по законам США истекут к 2030 году.

Еще больше похожих историй вы найдете в следующих источниках:

  • Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015 г.
  • Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения судами норм авторского права

Здесь приведены различные спорные ситуации и решения по ним.

Описанные процессы предотвращения и защиты авторских прав весьма трудоемки и трудозатратны. Поэтому не ленитесь и на самом первом этапе творческого процесса заботьтесь о защите своего детища.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/1ps.ru/kak-zascitit-svoi-avtorskie-prava-v-internete-5f9fb28cb09e797cebd21556

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.