Положение о лицензировании строительной деятельности

Постановление 351 Об утверждении Положения о лицензировании строительной деятельности / 351

Положение о лицензировании строительной деятельности

Постановление Правительства РФ от 25 марта 1996 г. № 351

“Об утверждении
Положения о лицензировании строительной деятельности”

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании строительной деятельности.

2. Согласиться с предложением Министерства строительства Российской Федерации о создании при Министерстве Федерального лицензионного центра.

3. Министерству строительства Российской Федерации представить в месячный срок в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения об изменении и признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с настоящим постановлением.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Москва            В. Черномырдин

Положение о лицензировании строительной деятельности

(утв. постановлением Правительства РФ от 25 марта 1996 г. № 351)

1. Настоящее Положение определяет порядок выдачи лицензий на осуществление следующих видов строительной деятельности:

–     разработка градостроительной документации;

–     топографо-геодезические и картографические работы при осуществлении строительной деятельности (по перечню работ, согласованных с Федеральной службой геодезии и картографии России);

–     архитектурная деятельность (совместно с Союзом архитекторов России);

–     выполнение инженерных изысканий для строительства, а также проектных и строительно-монтажных работ для зданий и сооружений I и II уровней ответственности;

–     производство отдельных видов строительных материалов, конструкций и изделий;

–     инжиниринговые услуги.

Указанные виды деятельности осуществляются на основании лицензий юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями (включая иностранные юридические и физические лица) в течение установленного срока с соблюдением лицензионных условий и законодательства Российской Федерации.

2. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. N 1418 “О лицензировании отдельных видов деятельности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 1, ст. 69) органом, уполномоченным на ведение лицензирования строительной деятельности, является Министерство строительства Российской Федерации.

3. Министерство строительства Российской Федерации:

–     утверждает перечень работ, составляющих виды строительной деятельности, указанные в пункте 1 настоящего Положения;

–     имеет право по согласованию с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации передавать им полномочия по лицензированию отдельных видов строительной деятельности, а также создавать на территориях субъектов Российской Федерации свои органы лицензирования.

4. Лицензии, выданные Министерством строительства Российской Федерации, действительны на всей территории Российской Федерации. Лицензии, выданные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, действительны на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Строительная деятельность на основании лицензий, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории иных субъектов Российской Федерации может осуществляться после регистрации таких лицензий органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Регистрация проводится в течение 30 дней по предъявлении оригинала лицензии с проверкой, при необходимости, указанных в лицензии данных, условий осуществления соответствующего вида деятельности и условий безопасности. О проведенной регистрации в лицензии делается отметка.

В регистрации может быть отказано в порядке и по основаниям, предусмотренным пунктом 9 настоящего Положения.

5. Для получения лицензии на осуществление строительной деятельности заявитель представляет в Министерство строительства Российской Федерации, либо в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности (далее именуются лицензионный орган):

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

–     для юридических лиц – наименования, организационно-правовой формы, юридического адреса, наименования соответствующего банка и номера расчетного счета;

–     для физических лиц – фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства);

–     вида строительной деятельности;

–     особых условий осуществления лицензируемого вида строительной деятельности;

–     срока действия лицензии;

б) копии учредительных документов (если они не заверены нотариусом с предъявлением оригиналов);

в) копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

г) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;

д) справку из налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа;

е) сведения о квалификации специалистов и рабочих;

ж) сведения о нормативно-технической базе;

з) сведения о системе контроля качества работ;

и) сведения об организации охраны труда и окружающей природной среды, а также об условиях соблюдения пожарной безопасности;

к) справку страховой компании о страховании строительных рисков.

Требовать от заявителя представления документов и материалов, не предусмотренных в настоящем Положении, запрещается.

Заявитель несет ответственность за достоверность предоставляемых сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществляются на платной основе.

Порядок определения размера платы за рассмотрение заявления и выдачу лицензии устанавливается Министерством строительства Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

7. Лицензии оформляются на типовом бланке, утвержденном Министерством экономики Российской Федерации, имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию и номер и являются документами строгой отчетности. Приобретение, учет и хранение бланков лицензий осуществляет лицензионный орган.

8. Решение лицензионного органа о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не более 60 дней со дня подачи заявления.

В отдельных случаях, в зависимости от сложности и объема подлежащих экспертизе материалов, руководителем лицензионного органа срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии может быть дополнительно продлен до 30 дней.

Дополнительная экспертиза проводится в порядке, устанавливаемом Министерством строительства Российской Федерации.

9. Уведомление об отказе в выдаче лицензии представляется заявителю в письменной форме в 3-дневный срок после принятия соответствующего решения с указанием причин отказа.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

–     наличие в документах и материалах, представленных заявителем, недостоверной, ложной или искаженной информации;

–     отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида строительной деятельности, и условиям безопасности.

В случае принятия решения об отказе в выдаче лицензии плата, внесенная заявителем за рассмотрение заявления, возврату не подлежит.

10. Лицензия выдается на срок не менее 3 лет. По заявлению лица, обратившегося за ее получением, лицензия может быть выдана на срок до 3 лет.

Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.

11. При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.

В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, изменения паспортных данных физического лица, утраты лицензии лицензиат обязан в 15-дневный срок со дня такой реорганизации (изменения, утраты) подать заявление о переоформлении лицензии.

Переоформление лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.

До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии, в случае утраты лицензии – на основании временного разрешения, выдаваемого лицензионным органом.

12. Лицензия подписывается руководителем (в случае его отсутствия заместителем руководителя) лицензионного органа и заверяется печатью этого органа.

13. Лицензионный орган приостанавливает действие лицензии или аннулирует ее в случае:

–     представления лицензиатом соответствующего заявления;

–     обнаружения недостоверных, ложных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;

–     нарушения лицензиатом условий действия лицензии;

–     невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими деятельности юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации;

–     ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя.

В случае изменения обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, действие лицензии может быть возобновлено.

Лицензионный орган принимает решение о приостановлении или об аннулировании лицензии самостоятельно или на основании представления соответствующих контролирующих органов.

14. Лицензионный орган в 3-дневный срок со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии или о ее аннулировании в письменной форме информирует об этом решении органы Государственной налоговой службы Российской Федерации и лицензиата.

15. Лицензия считается возобновленной после принятия соответствующего решения лицензионным органом, о котором не позднее чем в 3-дневный срок со дня принятия он оповещает лицензиата и органы Государственной налоговой службы Российской Федерации.

16. Контроль за выполнением условий, предусмотренных лицензией, осуществляют лицензионный орган и контролирующие органы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17. Лицензионный орган ведет учет и хранение бланков лицензий, регистрацию заявлений о выдаче лицензий, реестр выданных, зарегистрированных, приостановленных и аннулированных лицензий.

18. Решения и действия лицензионного органа могут быть обжалованы в установленном порядке в судебные органы.

19. Должностные лица лицензионного органа несут ответственность за нарушение или ненадлежащее исполнение настоящего Положения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источник: https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4294855/4294855049.htm

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 г. № 1128

Положение о лицензировании строительной деятельности

В соответствии с Федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации                               М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНОпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 28 июля 2020 г. № 1128

ПОЛОЖЕНИЕо лицензировании деятельности по монтажу, техническомуобслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

2. Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее – лицензируемая деятельность) осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – лицензирующий орган).

3. Лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренному приложением к настоящему Положению.

4. Лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии или лицензиата зданий (сооружений, помещений) по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, для размещения работников, оборудования, инструментов и технических средств;

б) наличие у соискателя лицензии или лицензиата оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, согласно перечню, предусмотренному частью четвертой статьи 24 Федерального закона “О пожарной безопасности”, прошедших поверку в соответствии с Федеральным законом “Об обеспечении единства измерений”, и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

в) наличие в штате у соискателя лицензии или лицензиата работников (при выполнении 1 или 2 видов работ (услуг) – не менее 2 человек, при выполнении 3 или 4 видов работ (услуг) – не менее 3 человек, при выполнении 5 и более видов работ (услуг) – не менее 5 человек), заключивших с соискателем лицензии или лицензиатом трудовые договоры, имеющих:

высшее или среднее профессиональное образование в области лицензируемой деятельности, либо прошедших профессиональное обучение в области лицензируемой деятельности;

минимальный стаж работы (не менее чем у 50 процентов работников) в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года;

г) прохождение лицами, указанными в подпункте “в” настоящего пункта, не реже 1 раза в 5 лет обучения в области лицензируемой деятельности применительно к выполняемым работам (оказываемым услугам) по дополнительным профессиональным программам – программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения – программам повышения квалификации рабочих и служащих;

д) выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

5. К грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами “б” и (или) “д” пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

6. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет или направляет в порядке, установленном статьей 13 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”, заявление с приложением копий документов:

а) подтверждающих наличие у работников, указанных в подпункте “в” пункта 4 настоящего Положения, необходимого образования и соответствующей квалификации;

б) подтверждающих стаж работы работников, указанных в подпункте “в” пункта 4 настоящего Положения, или заверенных в установленном порядке выписок из указанных документов;

в) подтверждающих наличие у соискателя лицензии зданий (сооружений, помещений), указанных в подпункте “а” пункта 4 настоящего Положения;

г) подтверждающих наличие у соискателя лицензии оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерений, указанных в подпункте “б” пункта 4 настоящего Положения;

д) подтверждающих наличие сведений о результатах поверки средств измерений в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений или результатов поверки средств измерений, выполненных до 24 сентября 2020 г., которые должны быть удостоверены знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средств измерений, заверенной подписью поверителя и знаком поверки;

е) подтверждающих прохождение работниками обучения, указанного в подпункте “г” пункта 4 настоящего Положения.

7.

 Прием лицензирующим органом заявления и документов, указанных в пункте 6 настоящего Положения, принятие решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии и об аннулировании лицензии, а также формирование государственного информационного ресурса, формирование и ведение реестра лицензий, предоставление информации по вопросам лицензирования осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

8.

 При намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы и оказывать новые услуги, составляющие лицензируемую деятельность и не указанные в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются новый адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) работы и услуги, которые лицензиат намерен выполнять и оказывать, а также сведения в соответствии с подпунктами “а” – “г” пункта 4 настоящего Положения.

9.

 При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии или лицензиатом документах, лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций в порядке, установленном Федеральным законом “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”.

10.

 Информация, предусмотренная частью 1 статьи 21 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”, размещается лицензирующим органом в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в течение 10 дней со дня официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемой деятельности, а также внесения лицензирующим органом соответствующих записей в реестр лицензий.

11.

 Лицензионный контроль осуществляется лицензирующим органом в порядке, предусмотренном Федеральным законом “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

12. За предоставление лицензирующим органом лицензии, переоформление лицензии уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

____________

ПРИЛОЖЕНИЕк Положению о лицензированиидеятельности по монтажу, техническомуобслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений

ПЕРЕЧЕНЬработ и услуг, составляющих деятельность по монтажу,техническому обслуживанию и ремонту средств обеспеченияпожарной безопасности зданий и сооружений

1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.

7.

 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

8.

 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.

9.

 Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.

10.

 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.

Как получить строительную лицензию

Положение о лицензировании строительной деятельности

Чем отличается строительная лицензия от допуска СРО? Какие виды работ нельзя проводить без разрешительных документов, где и как их получить? Эти вопросы интересуют многих предпринимателей, планирующих заняться строительством, а также подрядчиков из бывших советских республик.

Лицензирование опасных видов деятельности

С начала 90-х годов организации и частные предприниматели, занимающиеся возведением зданий и сооружений, должны были получить лицензию на строительную деятельность. С принятием закона о лицензировании в 2001 году, все работы, связанные с капитальным строительством и ремонтом зданий, были включены в специальный перечень:

  • инженерные изыскания: геологические, геодезические, гидрометеорологические и экологические исследования и другие инженерные работы, а также кадастровые работы;
  • проектирование зданий и сооружений: составление проектной документации для реконструкции, капитального ремонта, строительства и технического переустройства;
  • строительно-монтажные работы: общестроительные, специальные, пуско-наладочные, монтажные, санитарно-технические.

Строительная лицензия— разрешение, которое выдавалось по заявлению заинтересованной организации сроком на 5 лет. Чтобы получить его, необходимо было обратиться в Комитет по строительству и ЖКХ и представить Устав, свидетельство о регистрации, документы, подтверждающие соответствие лицензионным требованиям. Обязательно требовалось наличие:

  • в штате 50% работников с высшим и средним профильным образованием, стажем не меньше 3 лет (5 лет для индивидуальных предпринимателей);
  • документации по системе производственного контроля качества работ;
  • помещений, зданий, машин и механизмов, транспорта, контрольно-измерительных приборов и инструментов;
  • документов о повышении квалификации специалистов (за последние 5 лет);

Оформление лицензии на строительные работы занимало до 60 дней. Представленные сведения проверялись с привлечением экспертов, через налоговые органы. После принятия положительного решения компанию или предпринимателя вносили в государственный реестр.

Нужна ли строительная лицензия сейчас для производства работ в России? На территории Казахстана, Белоруссии, Армении до настоящего времени действует соглашение о взаимном признании лицензий, выданных этими государствами. Российская Федерация с 2009 года вышла из участников договора, поскольку перешла на систему саморегулирования строительной отрасли.

Замена лицензий допуском СРО

С 1 января 2010 года прекратилось действие всех ранее выданных строительных лицензий. Новая глава ГК РФ установила запрет на проведение работ, влияющих на безопасность ОКС, без допуска СРО. Утвержденный Правительством расширенный перечень включает порядка 200 видов, более 100 из которых связаны непосредственно со строительством:

  • возведение зданий, строений из дерева, железобетона, кирпича;
  • установка железобетонных конструкций, включая фундаменты, перегородки;
  • внешняя отделка любыми видами материалов: камнем, панелями, штукатуркой;
  • обустройство кровель, вентилируемых фасадов, тепло- и гидроизоляция;
  • разборка строений, демонтаж конструкций, подготовка стройплощадок.

Практически, для всех работ, на которые раньше строительной организации требовалась лицензия, сейчас необходимо оформление специального допуска. Причем генеральные подрядчики должны иметь разрешение на организацию работ, а субподрядчики — непосредственно на те виды, которые выполняют по договору.

Как вступить в СРО и получить допуск

СРО, или саморегулируемая организация — это некоммерческое объединение по профессиональному признаку. Если раньше строительные компании, имеющие лицензию, могли работать самостоятельно, то сейчас членство в СРО стало фактически обязательным условием. Формально — это дело добровольное, но рассчитывать на получение серьезных подрядов может только компания, имеющая допуск.

  • Значительная часть работ в строительстве —это государственные и муниципальные заказы. Для участия в тендере наличие допусков СРО является обязательным условием.
  • Члены саморегулируемой организации получают существенную юридическую поддержку, объединение защищает интересы своих участников во всех инстанциях.
  • Наличие допусков — большое преимущество в конкурентной борьбе на рынке строительных услуг.
  • Производство работ без наличия соответствующего разрешения — нарушение законодательства и влечет штрафные санкции.

Вступить в СРО строителей можно в любом городе, для этого не имеет значения место проведения работ.

Подавляющая часть крупных объединений зарегистрирована в Москве и МО, при этом они ведут деятельность по территории всей Российской Федерации.

Заявки принимаются в режиме он-лайн, по электронной почте, оформлением документов занимаются квалифицированные специалисты. Они помогают подобрать наиболее выгодный вариант с учетом количества и вида требующихся допусков.

Цена вступления в СРО определяется тремя статьями расходов

  • Обязательные платежи по закону — это взнос в компенсационный фонд, вступительные и регулярные членские платежи.
  • Затраты на выполнение требований СРО по наличию персонала, производственной техники, механизмов и организационно-технической документации на предприятии.

  • Дополнительные накладные расходы, связанные с консультированием, подготовкой и пересылкой документации, проведением тестирования.

Для строителей размер уплаты начинается с 300 тысяч (при страховании деятельности) до 1 млн. рублей (без страхового полиса).

Общая стоимость для малых и средних предприятий — довольно значительная, но крупные СРО предоставляют рассрочку платежей, скидки и льготы при оформлении документов. К выбору подходящего партнерства не стоит относиться формально.

Необходимо выбирать надежную организацию, с хорошей репутацией — при исключении СРО из госреестра, все выданные ею допуски утрачивают силу.

Источник: https://sro97.ru/poleznaya-informatsiya/kak-poluchit-stroitel-nuyu-litsenziyu.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.