Особенности профессионального сознания юриста

Профессиональное сознание юриста

Особенности профессионального сознания юриста

Правовое сознание является формой общественного сознания. Сознание – форма идеального отражения объективной реальности и ее духовного освоения. Сознание считается высшей формой деятельности человека. Помимо правовой психологии и идеологии в сознание можно еще включить поведенческую установку.

Правовому сознанию свойственны те же характеристики, что и сознанию в общем. Правовую идеологию можно рассматривать как рациональный компонент правового сознания. Знания о праве являются специфическим признаком рациональность, т.е человек именно знает, а не предполагает, догадывается и т.д.

Правовая психология – эмоциональный компонент, а эмоциональность выступает в качестве оценки познанной реальности, т.е оценивается поступившая информация (хорошо, плохо, нравится, не нравится). А знание и эмоции уже формируют поведенческую установку. В праве должно быть осознаннее.

Общество и государство заинтересовано в правовом сознании людей для их правомерного поведения дальнейшем.

Профессиональное сознание – одна из форм правового сознания. Данное сознание пронизывает многие сферы, в частности, правотворчество, т.к от уровня знания юриста зависит качество законов.

Для профессионального сознания характерно:

1) Рациональный компонент – у людей, не обладающих юридической профессией, преобладает эмоциональный компонент, для юриста же – рациональный. В его основе лежат специализированные знания о праве, об основных правовых явлениях. Такие знания:

· отличаются конкретностью и детализированностью;

· носят системный характер – взаимосвязь явлений

· умение практически применять полученные знания

2) Особый характер эмоциональной составляющей правовой психологии – основными психологическими компонентами профессионального сознания юриста являются правовое убеждение (осознание и принятие действующего законодательства; убеждение в необходимости исполнения норм; убеждение в недопустимости нарушения норм) и правовая интуиция (базируется на большом опыте юриста, когда он может предположить ход развития событий)

3) Установка на правомерное поведение – соблюдение и реализацию норм права, а также законность поведения, точнее, установка на активное правомерное поведение.

Функции профессионального сознания:

· познавательная функция – наиболее активно реализуется юриста, т.к практическая юридическая деятельность требует познать законодательство, также для юриста важно познать обстоятельства дела, познание соответствующих норм, на основе которых будет решаться дело;

· оценочная функция – реализация рационального компонента, когда юристу нужно выбрать из нескольких норму одну – познать и оценить; когда имеет место усмотрение, т.е оценить как масштабно действовать

· регулятивная функция – осуществляется посредством правовых установок, ценностных ориентаций – выполнение требований законности, объективности и т.д.

Профессиональное правосознание юриста – обусловленную спецификой социальной роли и юридической деятельности профессионально формируемую систему правовых идей, взглядов, ценностных ориентаций, чувств, эмоций, определяющих образ жизни и мотивы поведения в служебной сфере представителей юридической профессии.

Можно выделить позитивные и негативные элементы профессионального правосознания юриста:

Позитивные:

· Идейно – психологические явления мировоззрения юриста, которые способствуют грамотному осуществлению служебных функций: идеи законности, справедливости, гуманизма, чувство профессионального долга – побуждает активное поведение, ориентация на поиск истины.

Данные явления составляют блок профессиональных качеств личности и предопределяют нормальное правосознание юриста. Но для этого нужны критерии нормальности, а их определить сложно.

Но общее направление данных критериев пытаются выделить, обращаясь к дореволюционным ученым, в частности, некоторые определяли нормальность как волю к цели права, сейчас говорят о правосознании, законности.

Негативные – профессиональная деформация. Термин деформация обозначает искажение. Применительно к правосознанию мы говорим об искажении правовых взглядов, установок и т.д.

Знания могут быть отличными, но они могут использоваться в негативных целях – чтобы обойти закон. Деформация правосознания изначально предполагает запас знаний и установок, т.

к деформация возможна только если есть совокупность знаний, но в силу внешний или внутренних причин происходит изменение установок, которые превращаются в не правовые.

Деформация правосознание – негативное искажение идейно – психологической сферы личности или общества, способная причинить вред правовому регулированию общественных отношений и проявляющая себя как в области знаний, так и в юридической практике.

Формы деформации:

1) Правовой нигилизм – неуважительное отношение к праву, неверие в его роль, отрицание ценностей правового регулирования. В профессиональном сознании нигилизм является следствием разочарования в правовом регулировании, в ценностях права.

Отличительной чертой нигилизма в правовом сознании юриста является внутренняя субъективная аргументация (устаревания законодательства, например). Нигилизм способен вплетаться и в другие формы профессиональной деформации – спекулятивный популизм. Нередко в профессиональной сфере нигилизм носит демонстративный характер, массовое распространение.

Также его особенность заключатся в том, что неуважение проявляется и в иных сферах: политический, культурный нигилизм.

2) Правовой инфатилизм – в основе лежит пробельность в знаниях или невоспитанность правового сознания, несформированность правовых убеждений и данные факторы говорят о том, что такой человек вряд ли сможет успешно осуществлять свои профессиональные функции, т.к не хватает юридических знаний.

Здесь идет речь об отсутствии целостности знаний, не творческий характер личности – когда работают по шаблону. Причиной инфантилизма могут быть: неспособность личности к освоению знанию (разный склад ума), результат постепенной деградации личности (человек не развивается, не отслеживает законодательства).

Результат инфантилизма – ошибка в профессиональной деятельности.

3) Негативно – правовой радикализм – перерождение идейно – психологической личности юриста, ее настроем, готовностью к противоправным действиям.

Человек осознанно приходит к тому, что он готов нарушать закон; неуважение к праву трансформируется в противоправный умысел использовать служебное положение в своих целях. Отсюда коррупционные составляющие. Причины: изначально сложившая доюридическая антисоциальная установка, т.

е когда люди занимают должность, чтобы получить соответствующие блага; влияние неблагополучной социальной микросреды (когда ломает система).

4) Спекулятивно – правовой популизм. Популизм – ориентация субъектов политики на идеи и интересы народных масс, которые неудовлетворенны своим положением («все изменится, как только мы победим»).

Политический популизм перетекает в правовой, т.к изменяют депутаты жизнь с помощью законов.

Данный популизм опасен тем, что могут приниматься НПА, которые не действуют, ничем не обеспечиваются; такие акты порождают у людей неверие и как результат правовой нигилизм.

5) Нравственно – правовой конформизм. Конформизм – стремящийся к сглаживанию конфликтов. Это пассивное восприятие правовой действительности, человек подстраивается под сложившуюся жизнь; некритичное отношение к маргинальным явлениям.

Понятие, содержание и принципы законности

Наиболее часто встречаемое определение законности через принцип, метод, но точнее будет определять через форму реализации.

Несмотря на то, что государство всегда ставит целью соблюдение законности, само понятие законности редко встречаемое.

Формы реализации законности:

1) Законность как принцип – это формирование в правосознание субъектов идеи о целесообразности и необходимости строго и неуклонного соблюдения действующих законов и соответствующих им подзаконных актов.

2) Законность как метод реализации государственной власти – государство и его органы должны осуществлять свою деятельность в рамках и в пределах закона.

3) Законность как режим общественной жизни – обеспечение реального верховенства права и закона в жизни общества, установление правовых отношений между государством и личностью.

Законность как режим общественной жизни предполагает строгую регламентацию деятельности государства, обеспечение правопорядка в обществе, потому что правопорядок во многом зависит от деятельности государства.

Обобщая вышесказанное можно сказать, что законность – это требование строго и неуклонного соблюдения действующего законодательства всеми субъектами. Хотя возникает вопрос: а соблюдать ли все законодательство, оно не всегда совершенное и т.д.

Законность также можно определять как совокупность требований, предъявляемых к субъектам правоприменительной, правотворческой деятельности.

законности составляет ее требования, которые предъявляются к субъектам в сфере правотворчества. Принципы – структурные элементы законности, но не входящие в содержание. В требованиях раскрывается сущность законности и роль законности как проводника между правом и фактическим поведением.

Требования:

1) Верховенство закона – все наиболее важные вопросы должны разрешаться только законом.

2) Закрепление и гарантирование прав и свобод граждан – данное требование направлено на обеспечение качества законов, которые составляют основу законодательства; все НПА должны быть направлены на создание необходимых и достаточных условий для закрепления и гарантирование прав и свобод граждан.

3) Требование строгого и неуклонного соблюдения законов

4) Эффективная работа всего механизма правового регулирования – подзаконность деятельности всех ветвей власти

Принципы – определяют направления реализации требований:

1) Строгое соблюдение иерархии в системе НПА – недопустимость противоречий законодательства; не должна складываться ситуация, когда законы подменяются подзаконными актами, а значит, разграничение вопросов ведения.

2) Единство законности:

· Единообразность правового регулирования однородных отношений на всей территории государства и для всех субъектов; это актуально и в федеративных государствах, т.к законодательство субъектов должно вписываться в федеральное законодательство.

· Одновременное действие законов и соответствующих им подзаконных актов на всей территории

· Единообразное понимание, толкование и применение законов – однонаправленность, которая обеспечивает равенство и справедливость

3) Целесообразность законности – только благодаря реализации требований законности можно достичь целей правового регулирования.

4) Всеобщность законности – требования законности адресуются всем субъектам, Витрук говорил, что если рассматривать законность как режим, то требования адресованы государству и его органам, т.к нарушения требований закона влечет большие неприятности на уровне государства. Гааг говорит, что требования должны касаться всех: от государства до индивида.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/17964.html

Особенности профессионального правосознания юристов

Особенности профессионального сознания юриста

Профессиональное правосознание юристов – это одна из форм правосознания, выступающая как система правовых взглядов, знаний, чувств, ценностных ориентаций и других структурных элементов правового сознания людей, профессионально занимающихся юридической деятельностью, которая требует специальной образовательной и практической деятельности.

Для профессионального правосознания характерно не просто формальное знание той или иной правовой нормы, а понимание целей, задач и принципов права, точные представления об условиях действия правовой нормы. В чем же заключается специализированность юридических знаний?

Во-первых, знания юристов характеризуются детализированностью и конкретностью, т. е. в отличие от массового правосознания они не могут быть ограничены общими правовыми представлениями.

Для них необходимо проникновение в глубину содержания правовых норм, четкие представления об обстоятельствах, при наступлении которых норма вступает в действие, о правовых последствиях, которые наступают при наличии предусмотренных нормами условий.

В каждой конкретной области практической деятельности юриста необходимы углубленные знания определенных отраслей права и законодательства. Некоторые участки этой деятельности требуют в целом универсальных глубоких правовых знаний всех отраслей права, например, деятельность по осуществлению правосудия.

Во-вторых, специализированность профессиональных знаний проявляется в их системности. Это связано в первую очередь с системностью самого права, с тем, что нормы права не действуют изолированно.

В-третьих, специализированность профессионального правосознания заключается в умении применять юридические знания на практике. Закон, интегрированный в правосознание юриста, является его профессиональным инструментом, основой служебной деятельности.

Поэтому специализированность юридических знаний означает умение профессионально применять нормы права в практической деятельности при решении юридических дел. Умение применять юридический инструментарий предполагает не только знание и понимание правовых норм, но и овладение данными юридической практики.

В связи с этим специализированность юридических знаний достигается как в результате правового образования, так и в процессе практической деятельности.

профессионального правосознания юристов характеризуется рядом черт:

– предполагает уважительное отношение к праву, закону, к практике его применения;

– является практическим, т. е. юристы не только знают основные принципы, нормы права, но и используют их в своей деятельности;

– присутствует убежденность в необходимости неукоснительного соблюдения буквы закона;

– готовность к совершению активных правомерных действий по защите прав и свобод граждан;

– взаимосвязано с общественным и индивидуальным правосознанием;

– оказывает значительное влияние на различные сферы жизнедеятельности;

– с точки зрения уровня познания правовой действительности, других качественных характеристик отлично от правосознания граждан.

В свою очередь, совокупность профессионального правосознания и поведения юриста образует единую систему юридического бытия[1].

Недооценка его доминирующей роли и значения в механизме регуляции правового поведения юристов, а также недостаточная исследованность способов и путей его формирования приводят к деформации профессионального правосознания юристов.

Деформация профессионального правосознания юристов представляет собой комплекс своеобразных изменений взаимосвязанных характеристик личности юриста и его профессиональных возможностей, обусловленных как особенностями формирования личности, так и спецификой содержания, организации и условий его профессиональной деятельности.

Правовое воспитание юристов – это сложный процесс, включающий правовое обучение; воспитание уважения к праву, закону, формирование у них правовых убеждений и ценностных ориентаций; формирование социально-правовой активности юристов, системы установок на эффективную юридическую деятельность.

Проблема совершенствования правовой культуры личности и общества выступает главной задачей государства.

Совершенствовать правовую культуру людей государство должно не только при помощи всей системы эффективного механизма правового регулирования, но и через правовое образование вообще, а также через подготовку квалифицированного специалиста-юриста в частности.

Актуальным проявлением правовой культуры в современных социально-экономических условиях становится способность к поисковой, творческой активности и потребность в такой активности, поскольку собственная активность личности в современных условиях – гарант самореализации и саморазвития в социальной и профессиональной сферах.

Следовательно, очень важно, чтобы обучение в вузе способствовало становлению профессиональной культуры будущего специалиста через активизацию его учебной деятельности.

В связи с этим представляется целесообразным рассмотрение вопроса о создании технологий сочетания традиционных форм обучения с новыми, личностно-ориентированными, приспособленными к специфике личности студента.

Ориентация на личность означает смену стиля педагогического общения, поощрение самостоятельности, формирование готовности к свободе выбора, развитие таких качеств личности, как уважение к себе и уважение к другим людям.

Методологическим основанием перестройки работы юридических вузов является идея гуманистического образования. Необходимым условием гуманизации образования является научное обоснование и создание принципиально новых, правоориентированных методических систем обучения.

Для разработки таких систем выделяют следующие направления гуманизации: усиление направленности учебного процесса на личность студента; изменение характера межличностных отношений общения, приоритетность сотрудничества профессорско-преподавательского состава и студентов; соотношение содержания обучения с ценностями.

В ходе такого обучения юристы не только овладевают профессиональными навыками и умениями, не только знакомятся с системой правовых знаний, но и формируют свое профессиональное правосознание, которое является основой, фундаментом их профессиональной культуры.

Отмечается, что здесь крайне важно сформировать положительное отношение к познаваемому содержанию и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний, без чего нельзя обойтись, реализуя идею построения в России по-настоящему правового государства.

Источник: https://studopedia.ru/17_26230_osobennosti-professionalnogo-pravosoznaniya-yuristov.html

13.7 Особенности профессионального правосознания юристов

Особенности профессионального сознания юриста

Профессиональноеправосознание юристов– это одна из форм правосознания,выступающая как система правовыхвзглядов, знаний, чувств, ценностныхориентаций и других структурных элементовправового сознания людей, профессиональнозанимающихся юридической деятельностью,которая требует специальной образовательнойи практической деятельности.

Дляпрофессионального правосознанияхарактерно не просто формальное знаниетой или иной правовой нормы, а пониманиецелей, задач и принципов права, точныепредставления об условиях действияправовой нормы. В чем же заключаетсяспециализированность юридическихзнаний?

Во-первых,знания юристов характеризуютсядетализированностью и конкретностью,т. е. в отличие от массового правосознанияони не могут быть ограничены общимиправовыми представлениями.

Для нихнеобходимо проникновение в глубинусодержания правовых норм, четкиепредставления об обстоятельствах, принаступлении которых норма вступает вдействие, о правовых последствиях,которые наступают при наличиипредусмотренных нормами условий.

Вкаждой конкретной области практическойдеятельности юриста необходимыуглубленные знания определенных отраслейправа и законодательства. Некоторыеучастки этой деятельности требуют вцелом универсальных глубоких правовыхзнаний всех отраслей права, например,деятельность по осуществлению правосудия.

Во-вторых,специализированность профессиональныхзнаний проявляется в их системности.Это связано в первую очередь с системностьюсамого права, с тем, что нормы права недействуют изолированно.

В-третьих,специализированность профессиональногоправосознания заключается в уменииприменять юридические знания на практике.Закон, интегрированный в правосознаниеюриста, является его профессиональныминструментом, основой служебнойдеятельности.

Поэтому специализированностьюридических знаний означает умениепрофессионально применять нормы правав практической деятельности при решенииюридических дел. Умение применятьюридический инструментарий предполагаетне только знание и понимание правовыхнорм, но и овладение данными юридическойпрактики.

В связи с этим специализированностьюридических знаний достигается как врезультате правового образования, таки в процессе практической деятельности.

профессионального правосознания юристовхарактеризуетсярядом черт:

– предполагаетуважительное отношение к праву, закону,к практике его применения;

– являетсяпрактическим, т. е. юристы не толькознают основные принципы, нормы права,но и используют их в своей деятельности;

– присутствуетубежденность в необходимостинеукоснительного соблюдения буквызакона;

– готовностьк совершению активных правомерныхдействий по защите прав и свобод граждан;

–взаимосвязанос общественным и индивидуальнымправосознанием;

–оказываетзначительное влияние на различные сферыжизнедеятельности;

– сточки зрения уровня познания правовойдействительности, других качественныххарактеристик отлично от правосознанияграждан.

Всвою очередь, совокупность профессиональногоправосознания и поведения юристаобразует единую систему юридическогобытия1.

Недооценкаего доминирующей роли и значения вмеханизме регуляции правовогоповедения юристов, а также недостаточнаяисследованность способов и путей егоформирования приводят к деформациипрофессионального правосознанияюристов.

Деформацияпрофессионального правосознания юристовпредставляет собой комплекс своеобразныхизменений взаимосвязанных характеристикличности юриста и его профессиональныхвозможностей,обусловленных как особенностямиформирования личности, так и спецификойсодержания, организации и условий егопрофессиональной деятельности.

Правовоевоспитание юристов– это сложный процесс, включающийправовое обучение; воспитание уваженияк праву, закону, формирование у нихправовых убеждений и ценностныхориентаций; формирование социально-правовойактивности юристов, системы установокна эффективную юридическую деятельность.

Проблемасовершенствования правовой культурыличности и общества выступает главнойзадачей государства.

Совершенствоватьправовую культуру людей государстводолжно не только при помощи всей системыэффективного механизма правовогорегулирования, но и через правовоеобразование вообще, а также черезподготовку квалифицированногоспециалиста-юриста в частности.

Актуальнымпроявлением правовой культуры всовременных социально-экономическихусловиях становится способность кпоисковой, творческой активности ипотребность в такой активности, посколькусобственная активность личности всовременных условиях – гарантсамореализации и саморазвития всоциальной и профессиональной сферах.

Следовательно,очень важно, чтобы обучение в вузеспособствовало становлению профессиональнойкультуры будущего специалиста черезактивизацию его учебной деятельности.

Всвязи с этим представляется целесообразнымрассмотрение вопроса о созданиитехнологий сочетания традиционных формобучения с новыми, личностно-ориентированными,приспособленными к специфике личностистудента.

Ориентация на личность означает сменустиля педагогического общения, поощрениесамостоятельности, формированиеготовности к свободе выбора, развитиетаких качеств личности, как уважение ксебе и уважение к другим людям.

Методологическимоснованием перестройки работы юридическихвузов является идея гуманистическогообразования. Необходимымусловием гуманизации образованияявляется научное обоснование и созданиепринципиально новых, правоориентированныхметодических систем обучения.

Дляразработки таких систем выделяютследующие направления гуманизации:усиление направленности учебногопроцесса на личность студента; изменениехарактера межличностных отношенийобщения, приоритетность сотрудничествапрофессорско-преподавательского составаи студентов; соотношение содержанияобучения с ценностями.

Входе такого обучения юристы не толькоовладевают профессиональными навыкамии умениями, не только знакомятся ссистемой правовых знаний, но и формируютсвое профессиональное правосознание,которое является основой, фундаментомих профессиональной культуры.

Отмечается,что здесь крайне важно сформироватьположительное отношение к познаваемомусодержанию и потребность к постоянномурасширению и углублению правовых знаний,без чего нельзя обойтись, реализуя идеюпостроения в России по-настоящемуправового государства.

Источник: https://studfile.net/preview/3566031/page:47/

Особенности профессионального правового сознания юристов

Особенности профессионального сознания юриста

⇐ ПредыдущаяСтр 73 из 122Следующая ⇒

Профессионализм и справедливость торжествуют в юридической практике лишь тогда, когда юрист как служитель закона честно, исполняет свой морально-правовой долг, постоянно повышает мастерство и находится на уров­не последних достижений теоретической и практической юриспруденции.

Исключительно важное значение имеет проблема пре­одоления правового нигилизма юриста-практика, его некомпе­тентности, низкого профессионализма, неумения разобраться в конкретных жизненных ситуациях, дать им правильную юри­дическую оценку, в результате чего появляются незаконные и необоснованные решения.

Необходимо отказаться от подго­товки юристов-середнячков, от выпуска дипломированных специалистов, не имеющих надлежащего уровня в своей про­фессии.

Будущим профессионалам целесообразно излагать юридические науки на основе плюрализма мысли ученых юридических школ, уделять внимание развитию творческого понимания правовых проблем, возникающих в обществе, да­вать им необходимые практические навыки: выступать пуб­лично, общаться с людьми, грамотно составлять юридические документы и др.

Разумеется, что культура юриста-профессионала долж­на быть более высокой по сравнению с правовой культурой иных граждан.

Об уровне правовой культуры юриста свидетельствуют его юридические знания, навыки, правовые установки, ценностные ориентации, которые проявляются: 1) в правильном понимании своих функций, 2) в умении применять на практике и правильно толковать нормы права, 3) в точном исполнении им предписаний закона, 4) в обеспечении прав и законных интересов граждан. Важно обучать понимать правовую культуру будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и Г, т.е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеч морали, нравственности и культуры в целом.

Развитость и совершенство гос аппарата — показатель высокого уровня правовой культуры. Поэтому к должностным лицам (гос служащим), участвующим в правотворческой деятельности, предъявляются особые требования.

Эти люди призваны обеспечивать действие права, формировать и осуществлять правовую политику, а также поддерживать авторитет суда, как в системе органов власти, так и среди населения. Для этого необходимо соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве.

В центре политики должны быть духовно свободные, творческие личности. Однако, «в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосудаственные интересы вопреки интересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным, если они стремятся к собственной выгоде, игнорируя при этом право и порядок».

Правовой нигилизм представителей власти, которые злоупотребляют своим положением, пагубно сказываются на уровне культуры в целом, включая и политическую и нравственную.

Профессиональное правосознание – суждения о праве и др правовых явле­ниях юристов-профессионалов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, лиц с высшим юр образованием).

Ценность мнений – в доказательности, компе­тентности, убедительности. Складывается в ходе спец подготовки, в процессе осуществления практической юр деятельности. 75% такого правосознания со­ставляет правовая идеология.

Складывается на основе теоретической и практи­ческой подготовки.

Особенностиданного вида правосознания проявляются:

1) в правовой подготовке;

2) в интенсивности, степени установления положительной направленности правовых установок и ценностных ориентиров;

3) в умении применять законы;

4) в профессиональном усмотрении – нет совершенного законодательства, правового регулирования.

Особенности:

1) Для такого типа правосознания характерно не только осуждение пре­ступности, но и стремление к борьбе с ней, стремление к чёткому соблюдению законности.

2) Уровень оценки действующего права несколько выше, чем у основной массы населения.

3) Резкое и отрицательное отношение к преступникам.

4) Личные цели соответствуют действующему законодательству.

5) Оценка преступлений расходится с законом, доминирует явное ужесто­чение наказаний.

6) Предвзятая оценка своего ведомства.

7) Стремление к ужесточению наказаний для организованной преступности и коррупции (и т.д.) и декриминализации мелких правонарушений.

8) Недооценка проф гарантий, предоставляемых государством, в сравнении с материальными, также предоставляемых государством.

9) Носители данного правосознания действуют в рамках правомерного по­ведения в большинстве случаев из-за боязни наказания.

Т.е. есть и плохие, и хорошие стороны. С одной стороны положительная характеристика права, с др, деформация их сознания носит более негативный характер.

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 9; Нарушение авторских прав

⇐ Предыдущая68697071727374757677Следующая ⇒

Источник: https://lektsii.com/1-83657.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.