Оплата водителям за ненормированный рабочий день

Доплата водителям за ненормированный рабочий день: понятие, исчисление и ограничения

Оплата водителям за ненормированный рабочий день

Даже для водителей служебных легковых автомобилей устанавливается ненормированный рабочий день. Потому надо внимательно изучить вопрос о том, как строится взаимодействие между подчиненными и руководством.

Обычно последнее принимает конкретные решения о том, какой должна быть доплата водителям за ненормированный рабочий день в том или ином случае. Но есть и определенные общие нюансы.

Определение и общая информация

Термин «ненормированный рабочий день» подробно объясняется в законодательстве РФ. Такое название получил специальный рабочий график.

В соответствии с этим графиком появляется право привлекать сотрудников к дополнительным обязанностям, вне основного времени.

Обычно подобные правила распространяются на подчиненных, от которых сильно зависит организация и результат технологического процесса.

Что такое ненормированный рабочий день водителя

Работодатель сам определяет, какое время относится к дополнительным промежуткам, сколько его бывает в принципе. Статья 101 ТК РФ более подробно раскрывает данный вопрос. Но законодательство до сих пор не выработало четкой позиции по поводу следующих направлений:
  1. Какие должности могут либо не могут быть подвергнуты дополнительным рабочим часам.
  2. Порядок составления списков и графиков.

Подобные вопросы решаются руководством, оговариваются в коллективном трудовом договоре. В трудовых отношениях обязательно нужно отражать само согласие на ненормированную работу, ведь конкретные условия для определенной ситуации могут сильно отличаться от общеустановленных показателей.

Крупные предприятия стараются не отказываться от разработки Положения, связанного с ненормированным рабочим днем. Но часто встречаются ситуации, когда особые условия работы сверх нормы оформляются в виде дополнения к общим правилам распорядка.

Должности, которые допускают ненормированные дни, включают:

  • юристов и консультантов;
  • водителей;
  • высшее руководство предприятия.

Доплата водителям за ненормированный рабочий день

Сверхурочная работа всегда предполагает наличие дополнительных компенсаций. Здесь существуют определённые правила:

  • таким специалистам, помимо основного, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • продолжительность времени отдыха – до трёх дней и более;
  • предприятие само решает, какое время кому может предоставить.

Как оплачивается ненормированный рабочий день водителя

Специалисты Федеральной Службы занятости отмечают, что дополнительно оплачивать ненормированный график нет необходимости. Только дополнительное время работы предполагает наличие дополнительной оплаты. Но это происходит в том случае, если занимается время, свободное от выполнения основных обязанностей. В данном случае используются те же правила, что и для переработки, то есть – сверхурочных.

Если исполнение обязанностей предполагает наличие ненормированного рабочего времени, то действуют стандартные правила. Это касается начала рабочего времени, графика явки на рабочее место и так далее. Все вопросы должны оговариваться в коллективном либо индивидуальном трудовом соглашении.

Но на выходные и праздничные дни стандартный порядок не распространяется. В силу вступают статьи 113 и 153 Трудового кодекса, если именно в этот период сотрудника вызывают на своё место. Рекомендуется установить удвоенный размер выплат за работу в такие моменты.

Сотрудники могут выбирать компенсацию по своему усмотрению. Это может быть отгул либо оплата в удвоенном размере.

Специалисты из служб занятости не рекомендуют злоупотреблять возможностью вызывать сотрудников в неосновное время. Если подобное поведение станет нормой, подчиненный имеет право обратиться в контролирующие организации для защиты своих прав.

Установление графика, необходимые документы

Режимы ненормированного рабочего дня – это не индивидуальная схема для каждого сотрудника. Ее устанавливают коллективно, для определённой группы. Подобный процесс регулируется внутренними нормативными документами.

Документальное оформление ненормированного рабочего дня

Если составляется внутренний коллективный акт, то он должен содержать следующие сведения:

  1. Порядок, по которому рабочее время учитывается. Некоторые должности предполагают применение суммированного варианта.
  2. Количество дней дополнительного отпуска, которые прибавляются к основному. Каждая категория сотрудников в этом вопросе требует индивидуального подхода.
  3. Порядок привлечения к работе в выходные дни.
  4. Общий список должностей, для которых ненормированные графики допустимы.

Не стоит забывать об указании необходимости соблюдать распорядок дня всеми сотрудниками, вне зависимости от должности. Особенно это касается времени прихода на рабочее место, его оставления.

Отдельную графу предусматривают для ознакомления подчинённых с документом. При переводе с обычной должности на ту, которая предусматривает ненормированный график, обязательно отдельное предупреждение.

Составление отдельного Положения с перечнем должностей не будет целесообразным, если у предприятия небольшой штат. Достаточно фиксировать особенности стандартного рабочего графика в обычном трудовом соглашении. Если документ подписан – считается, что все заинтересованные лица ознакомились с ним и не имеют каких-либо возражений.

О классности водителей

Созданы специальные классификации, благодаря которым становится проще оценить уровень подготовки и умений какого-либо конкретного сотрудника. От классов зависит возможность водить автомобили определенной категории, грузоподъемности.

Источник: https://naimtruda.com/vyplaty/doplata-voditelyam-za-nenormirovannyj-rabochij-den.html

Оплата труда водителя с ненормированным рабочим днем

Оплата водителям за ненормированный рабочий день

Водителю служебного легкового автомобиля установлен ненормированный рабочий день. Раньше производилась доплата за ненормированный рабочий день – 25% от оклада и предоставлялся дополнительный отпуск за ненормированный режим работы – 14 календарных дней.

Оплата за сверхурочную работу не производилась. Руководство предприятия приняло решение снять доплату за ненормированный режим работы, так как предусмотрены дополнительные дни к отпуску.

Обязана ли бухгалтерия в данной ситуации оплачивать сверхурочную работу водителю?

Вопрос с сайта

Прежде чем переходить к обсуждению правомерности лишения водителя доплаты, обратим внимание на то, что профессия водителя связана с управлением автотранспортным средством и, следовательно, безопасностью дорожного движения.

По этой причине законодатель в ст. 329 ТК РФ предусмотрел установление особенностей условий труда работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств.

В отношении их особенности установлены гл. 51 ТК РФ, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 5 (далее – Положение).

Названные документы обязательны в применении всеми организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, имеющими в штате водителей. Для автотранспортных организаций обязательными являются Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утв. Постановлением Минсоцразвития РФ от 12.05.2003 № 28.

К СВЕ­ДЕ­НИЮ

Положение о водителях не распространяется на работников автотранспорта, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе бригад при вахтовом методе организации работ.

Все особенности, связанные с рабочим временем и временем отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются ТК РФ (п. 2 Положения).

Работодатель обязан ежемесячно составлять графики сменности для всех водителей на каждый день или смену (п. 3 Положения). График является основой для ведения поденного или суммированного учета рабочего времени.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам сменности при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

В графике сменности обязательно указывается время начала, окончания работы, а также продолжительность ежедневной работы (смены), перерывы для отдыха и питания, ежедневный (междусменный) и еженедельный отдых. При составлении графика работодатель обязан учитывать мнение представительного органа работников.

Согласно п. 6 Положения водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в течение смены в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего распорядка и графиком работы. При этом нормальная продолжительность его рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Если водитель трудится по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными, его смена не должна превышать 8 часов. При шестидневной рабочей неделе с одним выходным смена ограничивается 7 часами (п. 7 Положения). Период непосредственно управления автомобилем не может превышать 9 часов (п.

16 Положения).

Водителям легковых автомобилей согласно п. 14 Положения может быть установлен ненормированный рабочий день. Напомним, что это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники по распоряжению работодателя при необходимости могут эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК РФ).

Установить ненормированный рабочий день работодатель может только с учетом мнения выборного представительного органа работников организации, если таковой создан.

Пунктом 23 Положения установлена возможность привлечения водителя к сверхурочной работе, при этом работодатель обязан учитывать нормы ст. 99 ТК РФ.

БУКВА ЗАКОНА

Часть 1 ст. 99 ТК РФ

Сверхурочная работа – это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Следует также иметь в виду, что привлечение работников к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени, не должно носить систематического характера, а происходить время от времени (эпизодически). Изложенный вывод подтверждается позицией Федеральной службы по труду и занятости, изложенной в Письме от 07.06.2008 № 1316-6-1.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 часов в течение 2 дней подряд и 120 часов в год (ст. 99 ТК РФ, п. 23 Положения).

Только в указанных временных пределах работодатель вправе привлекать водителя для исполнения им своих обязанностей.

В отличие от прежней редакции ст. 119 ТК РФ, действовавшей до 10.08.2008 и измененной Федеральным законом от 30.06.

2006 № 90-ФЗ, из новой редакции данной статьи исключена норма о том, что, в случае если работодатель за использование работника в режиме ненормированного рабочего дня не предоставляет дополнительного отпуска, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа. Таким образом, правило об оплате сверхурочной работы при непредоставлении дополнительного отпуска действовало до  10.08.2008.

В настоящее время ТК РФ не признает переработку при режиме ненормированного рабочего дня сверхурочной работой, при которой должны соблюдаться гарантии дополнительной оплаты.

Следовательно, за работу в режиме ненормированного рабочего дня ТК РФ установил компенсацию только в виде дополнительного отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и не может быть менее 3 календарных дней, денежные компенсации в данном случае ТК РФ не предусмотрены.

Таким образом, работодатель не обязан оплачивать сверхурочную работу водителю, работающему на условиях ненормированного рабочего времени.

Это не означает, что на работодателя не распространяются общие правила ТК РФ, определяющие условия изменения и расторжения договора.

В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Если трудовой договор с водителем содержит условие о дополнительной оплате труда водителя за работу в условиях ненормированного рабочего времени или сверхурочно, изменять такое условие работодатель в одностороннем порядке не вправе, если отсутствуют основания, предусмотренные ТК РФ.

В этом случае бухгалтерия обязана оплатить предусмотренные трудовым договором суммы, несмотря на установленный для такого работника дополнительный отпуск.

Если дополнительная оплата для лиц, работающих на условиях ненормированного рабочего времени, предусмотрена только в локальном акте организации, то изменить (отменить) ее работодатель вправе, издав соответствующий приказ (о внесении изменений в локальный акт) в порядке, предусмотренном ст. 8 и 272 ТК РФ (с учетом мнения представительного органа работников при его наличии в организации). После вступления приказа в силу отмененные доплаты не уплачиваются.

СПРАВКА

Одним из случаев, когда трудовой договор, в частности условие об оплате труда, может быть изменен в одностороннем порядке, является изменение организационных или технологических условий труда в организации (ст. 74 ТК РФ).

В этом случае условия трудового договора могут быть изменены по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях, а также о причинах таких изменений работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за 2 месяца.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/51741/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.