Могу ли я парковаться в чужом дворе

Верховный суд объяснил правила парковки во дворах

Могу ли я парковаться в чужом дворе

Верховный суд РФ принял интересное решение, прочитав материалы дела жительницы многоквартирного кооперативного дома, которой соседи запретили парковать во дворе ее личную машину.

Известно, что дворы многоквартирных домов практически во всех крупных городах уже несколько лет как закрыты для автотранспорта посторонних граждан. В отличие от машин жильцов, которым можно и заезжать, и оставлять под окнами своих квартир свои машины.

Когда дворы стали массово закрывать от посторонних машин, у многих возникла надежда, что теперь у прописанных в доме граждан никаких споров и конфликтов во дворах с транспортом возникать не должно.

Однако надежды быстро развеялись. Вместо одних проблем возникли другие. Теперь конфликтовать по поводу парковок жильцы начали друг с другом.

Инвалиды смогут бесплатно парковаться в любом регионе России

В нашем случае, случилось вот что – дама, по мнению соседей-автовладельцев, неправильно парковалась во дворе. Поэтому они постановили: запретить даме вообще въезжать во двор. Именно такое решение приняло общее собрание автовладельцев многоквартирного дома. В ответ автоледи отправилась в суд и потребовала обеспечить ей беспрепятственный проезд.

В суде выяснилось, что шлагбаум на въезде во двор дома установили законно. Во дворе есть автостоянка.

Чтобы получить там место, автовладелец должен подать в ЖСК заявление, приложить копию документов на машину, оплатить взносы на оборудование парковочных мест, получить пропуск на въезд и брелок к шлагбауму.

Кому можно въезжать во двор и парковаться, а кому – нет, решало общее собрание автовладельцев дома.

Наша истица имеет на законных основаниях квартиру в этом доме, прописана и живет там вместе со своей семьей. Ей, как и всем остальным, выдали заветный брелок и показали место, для машины.

А через два года соседи на собрании же приняли решение лишить даму места на парковке внутри двора. Причину записали в протоколе так :”за нарушение правил парковки и правил въезда”.

А еще постановили отобрать у соседки брелок и вернуть ей взнос на парковку. Лишенная брелока дама отправилась в суд.

Первый суд она проиграла. В его решении сказано, что “доказательств препятствия ответчиком в доступе к принадлежащему истице жилищу не представлено. А ограничение пользования парковкой установлено решением общего собрания автовладельцев”. Апелляция с таким вердиктом согласилась. А вот Верховный суд РФ – нет. По его мнению, вывод коллег “не соответствует требованиям закона”.

Что лучше: арендовать паркинг у частника или у города

Вот аргументы Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ.

Сначала Верховный суд процитировал Гражданский кодекс (статья 262) – человек имеет право свободно ходить по государственной и муниципальной земле, если там нет никаких, прописанных в законе ограничений.

И, хотя земля под этим многоквартирным домом не оформлялась в собственность ЖСК, в любом случае по закону, граждане имеют право требовать “устранения нарушений своих прав”.

Потом высокий суд перешел на Жилищный кодекс и процитировал сразу несколько его статей. В частности, в 37-й статье говорится, что запрещено выделять в натуре доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

И общий вывод – собственнику квартиры в доме принадлежит “безусловное и неотчуждаемое” право на пользование общим имуществом в доме.

И дополнение к сказанному – “любые способы ограничения или лишение собственника помещения такого права действующим законодательством не предусмотрено”.

Фактов, что истице препятствовали в желании въехать во двор, у суда было множество. Начиная с выписки из протокола – исключить нарушительницу парковки права въезжать во двор – до возврата ей денег на благоустройство парковки. Истице эту сумму перечислили на лицевой счет.

Верховный суд подчеркнул, что не учел районный суд, который отказал гражданке. Первая инстанция сослалась на постановление правительства города и общее собрание жильцов, в которых говорится о правилах въезда и парковки во дворе.

На это Верховный суд заметил, что в этом постановлении правительства города ничего не сказано о порядке создания и использования парковочных мест на придомовой территории как и о “наложении каких-либо ограничений права” истицы, как собственника помещения в этом доме, и на пользование придомовой территорией.

Собственнику квартиры принадлежит “безусловное и неотчуждаемое” право на пользование общим имуществом в доме. В том числе – местом для парковки

Еще один любопытный момент – право истицы на беспрепятственный въезд в свой двор закреплено в протоколе общего собрания жильцов. Лишало же гражданку права парковки собрание автовладельцев дома. Местный суд почему-то на это не обратил внимание и согласился с ограничением прав собственницы. Верховный суд поэтому напомнил про свой пленум (№ 25 от 23 июня 2015 года).

Там разъяснялось, что понимается под решением собрания граждан – это решение гражданско-правового сообщества, то есть “определенной группы лиц, наделенных полномочиями принимать на собраниях решения”. Из всех перечисленных норм Верховный суд делает такой вывод.

Одним из обязательных условий признания решения собрания основанием возникновения или прекращения гражданских прав и обязанностей является наличие в законе указания на гражданско-правовые последствия для всех, кого касается собрание. Есть перечень органов управления кооператива. Он приведен в Жилищном кодексе и считается исчерпывающим.

Никакого общего собрания автовладельцев в этом перечне не значится. Поэтому решение такого собрания не может иметь никаких гражданско-правовых последствий для жильца, и оно не предусмотрено законом.

Верховный суд велел местным судам пересмотреть спор с учетом своих разъяснений. 

Источник: https://rg.ru/2019/03/11/verhovnyj-sud-obiasnil-pravila-parkovki-vo-dvorah.html

Как быть, если соседи оставляют свои машины в вашем дворе?

Могу ли я парковаться в чужом дворе

Рассказываем, можно ли ограничить доступ «чужих» автомобилей на свою придомовую территорию и как это сделать по закону.

– Возле нашего дома скоро воткнут очередную «точечную» многоэтажку. Уже сейчас в нашем и так не слишком обширном дворе частенько паркуются жильцы соседних домов, очень часто ставят не только личные легковые автомобили, но и грузовые «Газели». На участке, на котором будет застройка, вообще нет свободного места.

Дом, похоже, опять поставят на границе красной линии оживлённой, загруженной транзитным транспортом улицы. Соответственно, подозреваю, что скоро к нам во двор сначала пожалуют строители, а потом и новосёлы. Читала, что установка шлагбаумов при въезде во двор незаконна.

Тогда как можно предотвратить грядущее безобразие?

Проблема точечной застройки в Кирове стоит довольно остро, а вместе с ней появляются и другие трудности: куда поставить свою машину, что делать, если соседи паркуются в вашем дворе, и как ограничить им въезд. Однако в наших законах нет прямого запрета на парковку своего автомобиля в «чужом» дворе. Можно лишь наказать тех, кто паркуется неправильно, либо поставить шлагбаум в соответствии со всеми требованиями.

Каждый водитель должен подчиняться ПДД – это основной закон для всех автовладельцев, который должен соблюдаться не только во время движения, но и в местах стоянки машин у многоквартирных домов. Так, свод этих правил предусматривает следующие нормы:

  • запрещена остановка автомобиля с работающим двигателем больше чем на пять минут рядом с жилым домом. Разрешается только стоянка машин для высадки или посадки пассажиров;
  • запрещена парковка большегрузных машин массой более 3,5 тонн в парковочных карманах дома: для таких автомобилей должны быть выделены специальные стоянки;
  • согласно ч. 3 ст. 12.19 КоАП штраф за стоянку на тротуаре составляет 1 000 рублей;
  • если авто преграждает проезд другим транспортным средствам, в том числе автомобилям спецслужб, то инспектор ГИБДД может выписать штраф, руководствуясь КоАП РФ. В этом случае автомобиль должен быть перемещён как можно быстрее: нельзя заранее предугадать, в какое время проезд потребуется скорой помощи или пожарным.

Таким образом, если во время строительства дома в вашем дворе будут оставлять большегрузную технику, вы можете смело обращаться в Госавтоинспекцию.

Главное, не забыть заснять на фото или видео сам факт нарушения: к моменту приезда инспектора машина уже может быть убрана.

При этом должно быть чётко видно номер машины, а также должна быть некая привязка к местности: табличка с адресом на доме или какая-нибудь «местная достопримечательность», по которой можно будет легко опознать ваш двор.

1612 1

Брошенные на обочинах «подснежники». Что грозит владельцам?
Отдельного внимания заслуживает парковка на газонах: если в вашем дворе большое скопление машин, рано или поздно эта проблема даст о себе знать.

В Кирове уже давно пытаются бороться с этим, но нельзя сказать, чтобы это было успешно.

Хотя в Правилах внешнего благоустройства города чётко прописано, что парковаться на газонах нельзя, будь то газонная часть улично-дорожной сети или территория во дворе жилого дома.

По словам начальника управления благоустройства и транспорта Олега Семакова, в этом случае нужно обращаться в территориальное управление по вашему району.

Они должны составить протокол об административном правонарушении за подписями двух свидетелей и вынести его на административную комиссию, которая и примет решение о соответствующем наказании автовладельцу.

При этом не забудьте заснять сам факт нарушения и по возможности найти свидетелей.

Что же касается установки шлагбаума во дворе, то говорить о её запрете не совсем верно. В одном из предыдущих материалов мы уже подробно разбирали этот вопрос.

31 октября 2017 года Кировская гордума внесла поправки в местные Правила внешнего благоустройства, в числе которых есть запрет на установку шлагбаумов, цепей, столбов и других сооружений, препятствующих проходу пешеходов и проезду транспорта.

Однако, по словам начальника правового департамента администрации Кирова Оксаны Алейниковой, в соответствии со ст. 36 ЖК РФ собственники могут владеть земельным участком, на котором расположен их дом, и, соответственно, вправе распоряжаться своей придомовой территорией по своему усмотрению.

При этом участок должен быть сформирован и поставлен на кадастровый учёт. В этом случае на общем собрании жильцы могут принять решение об установке шлагбаума.

Если такое решение принято и шлагбаум установлен, то необходимо продумать доступ во двор для скорой помощи и пожарных машин. Современная техника позволяет сделать это довольно легко. Так, например, у многих шлагбаумов есть несколько систем регулировки: они могут открываться поднесением карточки, набором кода, с помощью брелока или по звонку с телефона.

Стоит особо обратить внимание на то, что шлагбаум не должен мешать проезду жильцов соседнего дома, если для них это единственный подъезд. В этом случае вы можете выдать соседям коды или ключи, ну а если у них есть альтернативный проезд в их двор, то вопрос отпадает сам собой.

К слову, если вы решите оградить «своё» парковочное место столбиками, тросом или цепочкой, то такие действия незаконны. Запрещает это всё та же ст. 36 Жилищного кодекса.

Кроме того, незаконным будет и самостоятельный снос таких конструкций (это, конечно, не относится к сдвигу стула, которым иногда «огораживают» парковочное место). Удалением столбиков, тросов и цепей должна заниматься управляющая компания.

Для этого нужно написать заявление, и будет лучше, если под ним подпишутся несколько человек.

По факту всё, что поможет вам ограничить доступ посторонних в ваш двор, – это установка шлагбаума: других запретов парковаться на любом свободном и предназначенном для этого месте просто не существует.

Вы можете задать нам свой вопрос, и мы постараемся на него ответить.

Источник: https://kirov-portal.ru/news/vopros-otvet/kak-byt-esli-sosedi-ostavlyayut-svoi-mashiny-v-vashem-dvore-25302/

Парковка в чужом дворе и шлагбаумы по новым правилам

Могу ли я парковаться в чужом дворе

В Кузбассе каждый год устанавливают новые шлагбаумы в сотнях дворов. Жильцы хотят снизить интенсивность движения и защитить парковочные места от автовладельцев из соседних домов.

Но 1 января 2021 года вступили в силу новые противопожарные правила, из-за которых большинство шлагбаумов оказались вне закона.

Давайте разберёмся, можно ли парковаться в чужом дворе и как ограничить въезд, не нарушив правил.

Александр Патрин / A42.RU

Прямого запрета не содержит ни один закон.

Существуют, однако, санитарные правила, которые запрещают во дворе обустройство  автостоянки. Указывая на это, многие люди говорят, что и парковаться здесь давно пора запретить.

НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ УВИДЕТЬ ПОДРОБНОСТИ

По СанПиНу, места для размещения стоянок или гаражей для автомобилей должны соответствовать требованиям к санитарно-защитным зонам.

Конкретно для автостоянок необходимы санитарные разрывы, величина которых «устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчётов рассеивания загрязнения воздуха и шума с последующим проведением натурных измерений».

Никакие санитарные разрывы во дворе, конечно, выдержать невозможно — они просто не поместятся. Так что автостоянку устроить нельзя.

Кроме того, существует конкретный пункт 2.10 в СанПиН 2.1.2.2645-10: «На территории дворов жилых зданий запрещается размещение […] автостоянок, кроме гостевых». Многие автомобилисты, опираясь на то, что гостевую стоянку обустроить во дворе всё-таки можно, попросту использовали её как постоянную — и нарушали таким образом закон, что подтвердил Верховый Суд в 2018 году.

В общем мнение сторонников запрещения такое: если автостоянка во дворе нарушает СанПиН, то чем массовая парковка машин жильцов от неё отличается? Ведь физически это то же самое — десятки, а то и сотни дымящих и шумящих машин. Надо прямо запретить парковку — так же, как запрещены стоянки.

С другой стороны, в ПДД и КоАП есть исчёрпывающий список нарушений правил парковки.  Нельзя:

  • оставлять машину с заведённым мотором;
  • парковать грузовые автомобили;
  • препятствовать проезду других автомобилей и проходу пешеходов;
  • останавливаться на газонах, тротуарах и детских площадках;
  • блокировать выходы и выезды;
  • парковаться у мусорных баков.

Запрета на парковку во дворе в законе нет, а всё, что не запрещено — разрешено.

Можно, если двор не огорожен.

Земельный участок около многоквартирного дома по закону — собственность жильцов. Но не просто собственность, а общая собственность — и вот это слово «общая» добавляет важный нюанс.

Если владелец земли у частного дома вправе запретить въезд любому постороннему, отдельно взятый владелец квартиры такого права не имеет. Это может сделать только собрание жильцов.

Пока решения ограничить въезд на придомовую территорию не принято, пользоваться ею может любой человек.

НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ УВИДЕТЬ ПОДРОБНОСТИ

На практике, даже если владельцы участка ясно обозначат запрет на въезд, наказать проскользнувшего «чужеземца» не сможет ни суд, ни ГИБДД: в КоАП просто нет такой статьи.

Чтобы нарушитель получил штраф, он должен сделать что-то ещё: препятствовать проезду других машин, встать на газон или хотя бы стоять с работающим двигателем.

Если водитель аккуратно запарковался и пошёл по своим делам, законных способов прогнать его не существует.

Чтобы превратить двор в крепость, жители должны сделать ряд шагов.

Для начала нужно понять, где вообще граница земельного участка. Если дом строили в советское время, возможно, земельный участок до сих пор не поставлен на кадастровый учёт.

Прежде чем огораживать двор, желательно эту процедуру пройти.

Поставить забор и шлагбаум можно и без регистрации участка (по этому поводу есть решение суда), но существует вероятность, что после того, как участок таки сформируют, часть конструкций придётся сносить.

Затем нужно провести собрание собственников помещений. Решение ограничить въезд должно быть принято большинством не менее 2/3 от общего числа собственников в доме и оформлено в виде протокола. Если участок на несколько домов один, собрания нужно провести во всех домах.

В протоколе должны быть ответы на ключевые вопросы по шлагбауму: технические характеристики, стоимость, где именно его установят, каким будет порядок въезда.

Если решение принято, обычно сразу составляют смету и распределяют расходы — то есть решают, когда и по сколько нужно скинуться.

Для монтажа управляющая компания или ТСЖ должны нанять специализированную организацию, самим устанавливать ничего нельзя.

В интернете десятки разнообразных инструкций приводят список органов, в которых якобы требуется согласовать установку шлагбаума. В разных комбинациях это ГИБДД, МЧС, городское управление архитектуры и даже региональное министерство ЖКХ.

На самом деле в большинстве регионов России, в том числе в Кузбассе, для установки забора и шлагбаума на придомовой территории никаких разрешений не требуется — что не раз подтверждала в ответах на обращения граждан администрация Кемерова.

При этом шлагбаум должен соответствовать требованиям закона — например, правилам противопожарного режима.

Возможно, путаница появилась из-за места установки шлагбаума. Если жители хотят видеть его вне границ своего земельного участка — например, на подъездной дороге, около детского сада и так далее — то понадобится, конечно, и участие администрации города или района, и проект установки, и множество согласований с ведомствами. Но в собственном дворе ничего этого не требуется.

1 января 2021 года вступили в силу новые противопожарные правила.

Они уточняют многие спорные места предыдущего варианта документа, в том числе однозначно требуют, чтобы проезд пожарных машин к домам и пожарным кранам был полностью свободным.

Конкретно шлагбаум в случае пожара должен незамедлительно открыться и оставаться «в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники».

Значительная часть ныне работающих шлагбаумов открываются чипом и этому требованию не соответствуют. Теперь их придётся либо демонтировать, либо усовершенствовать. Как именно — пока не совсем понятно: если установить экстренную кнопку, ею может воспользоваться кто угодно.

Если указать номер телефона на нём, неясно, насколько это будет соответствовать новым правилам. Сколько времени спасатели будут дозваниваться? Будет ли пожарный инспектор считать, что такой шлагбаум открывается «незамедлительно»? Наработанной практики пока нет.

Если пожарная инспекция установит нарушение, управляющей компании придётся выплатить штраф до 200 000 рублей.

Решение, которое точно устроит инспектора — подключение шлагбаума к противопожарной системе дома — скорее всего выльется в покупку нового шлагбаума. А расходы на него лягут на плечи жителей. С другой стороны, в случае пожара именно к их горящим квартирам будет спешить экипаж – так что, возможно, люди сочтут их оправданными.

Источник: https://gazeta.a42.ru/lenta/articles/103894-parkovka-v-chuzhom-dvore-i-shlagbaumy-po-novym-pravilam

Можно ли парковаться в чужом дворе?

Могу ли я парковаться в чужом дворе

Повышение уровня автомобилепотребления и отсутствие качественных проектных решений в части парковки в жилых зонах привело нас к тому, что войны во дворах МКД за парковочные места ведутся, порой, на поражение.

Часто на придомовых территориях МКД, граничащих с офисами можно наблюдать картину, как парковки хаотично наполняются к 10:00 и тают после 19:00-20:00.

Как быть в ситуации, когда машину поставить некуда возле своего офиса? А как быть жильцам домов, если их «закрыли»? Сегодня я хочу разобрать ситуацию, можно ли парковаться в чужом дворе, при этом постараюсь объективно оценить положение как владельца автомобиля-чужестранца, так и жильца дома.

Условия парковки, для усложнения задачи, поставим в вакууме – машина припаркована на проезжей части придомовой территории (не на газоне и пр.), не перекрывает выезд других автомобилей, не перекрывает дорогу пешеходам, не заведена, масса ее мене 3,5 тонн, в общем, все в рамках ненарушения правового поля.

Итак, начнем. Все мы помним, что отношения по поводу МКД, в том числе статуса придомовой территории, регулируется Жилищным Кодексом РФ. П.

16 ЖК РФ установил, что земельный участок, на котором построен многоквартирный дом, является собственностью жильцов.

Следовательно, решение о том, как использовать территорию около дома, могут принимать только собственники квартир, что также закреплено в ст. 44, в том числе вводить ограничение на использование. (устанавливать шлагбаумы и пр.)

В связи с этим пунктом, разделим нижеследующее повествование на 2 случая: парковка на придомовой территории без шлагбаума и обозначений о запрете парковки и с таковыми соответственно.

1. Шлагбаума нет, обозначений о запрете парковки также нет.

В таком случае парковаться во дворе никто из жильцов запретить не вправе, и вот почему.

Действующее гражданское законодательство не запрещает проход по участку, принадлежащего собственнику, если последний ясно не обозначил, что вход на него запрещен (п. 2 ст. 262 ГК РФ). Здесь нужно оговориться, что данное правомочие работает только под условием непричинения беспокойства или ущерба собственнику.

Получается, что, если на участке не обозначено иное, он может быть использован как участок общего пользования, на нем можно парковать свой автомобиль, и никто не в праве ограничить Вам въезд/выезд, при условии соблюдения всех требований, обозначенных выше.

Часто жильцы дома начинают угрожать владельцу транспортного средства вызовом эвакуатора. Этого бояться не стоит – эвакуатор без постановления сотрудников ГИБДД работать не будет, а сотрудники ГИБДД не могу признать данную парковку незаконной.

Совет для собственников. Как бороться с чужестранцами на парковке? Для целей предотвращения подобных действий нужно оградить участок, установить шлагбаум, либо иным образом обозначить, что парковка запрещена.

Совет не правовой, но практический для паркующихся. Если вы получили «метку» от разгневанных жильцов, все же не стоит лезть в правовые дискуссии, лучше переставить автомобиль в более безопасное место – как говаривал китайский мудрец – лучший бой – бой, которого удалось избежать.

2. Шлагбаум есть, есть информационные таблички о запрете парковки.

По общему правилу, физически вы не припаркуетесь, поскольку есть прямой запрет от собственников, выраженный в ограничении пользованием участком через установку шлагбаума. И сделать здесь, по большому счету, ничего нельзя, придется искать другое место для своей ласточки.

Однако, если Вы считаете, что шлагбаума в данной местности быть не должно и он установлен незаконно, следует отметить вот что.

Как я писал ранее, решение об установке шлагбаума принимается общим собранием собственников помещений (В силу п.2 ч.2 ст.44 ЖК РФ). Получается, вышли, проали, приняли, поставили? А вот и нет. Для правового обеспечения установки заградительных элементов необходимо позаботиться о соблюдении следующих пунктов:

1. Решение собрания. Как уже указано выше, для установки шлагбаума на придомовой территории должны быть получены голоса не менее 2/3 жильцов.

2. Проведение кадастрового учета земли, которая принадлежит МКД. Необходимо, поскольку распоряжаться участком, в том числе ограничивать к нему доступ, собственники могут исходя из границ этого участка.

3. Отсутствие препятствий в доступе всех жильцов к жилищу. Необходимо, чтобы у каждого собственника был ключ/карта/брелок для возможности открытия шлагбаума.

4. Согласование шлагбаума. Вишенка на торте, поскольку многие ТСЖ не доходят до данной стадии ввиду длительности процесса, а зря. Отдельные нормативные акты устанавливают обязательное получение разрешения на установку шлагбаумов. Например, согласование с МЧС (для предотвращения попадания экстренных служб), также требуется согласование с администрацией и ГИБДД.

За уточнением согласованности установки шлагбаума на той или иной территории можно обратиться в жилищную инспекцию, местную администрацию, МЧС, ГИБДД, суд.

Совет для собственников. В случае, если собранием жильцов было принято решение об установке шлагбаума, советую ответственно отнестись ко всем требованиям законодательства и совершить все действия, указанные выше. В случае, если будет выявлено нарушение одного из вышеназванных требований, собственники рискуют лишиться установленной конструкции в силу ее незаконности.

Хорошо, с ситуацией в вакууме разобрались. А что делать жильцам, если постоянная картина двора – «закрытые» машины, парковка на тротуарах и прочие прелести?

Здесь нужно знать, что на дворовые территории в полной мере распространяются правила дорожного движения и подобных «хамов» можно наказать рублем, для чего необходимо обратиться в ГИБДД, сообщить информацию о совершенном правонарушении с описанием ситуации. К слову, любителям «закрыть» другой автомобиль может грозить штраф 2 т.р, (ч. 4 ст. 12.19 КоАП РФ), а «королям тротуаров» – 1 т.р. (п. 3 ст. 12.19 КоАП РФ).

Однако, ни в коем случае не призываю вооружаться телефонами и выходить на тропу войны с горе-парковщиками – все мы люди и делаем ошибки. Советую сначала прозвонить владельца по автовизитке (если, конечно, есть) и просто попросить переставить автомобиль.

Вот такие пироги.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cc6ec23ef96e100aefb9a15/mojno-li-parkovatsia-v-chujom-dvore-5cc6f398e520c700b32142ba

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.