Изменения в мобильной связи

Содержание

Новые правила идентификации сотовых абонентов антиконституционны и принесут операторам многомиллиардные убытки

Изменения в мобильной связи

22.01.2021, Пт, 10:15, Мск , Надежда Исаева

Фонд «Сколково» предупредил, что сотовые операторы могут потерять десятки миллиардов рублей из-за последних изменений в Законе «О связи». Они требуют от граждан для дистанционной покупки SIM-карт участия в Единой биометрической системе, созданной «Ростелекомом». А пользователи корпоративных SIM-карт должны будут иметь учетные записи в ЕСИА, что можно рассматривать как нарушение положений Конституции.

В распоряжении CNews оказалось письмо директора департамента развития и планирования Фонда «Сколково» Сергея Израйлита, направленное гендиректору АНО «Цифровая экономика» Евгению Ковниру, замминистра цифрового развития Олегу Иванову и замминистра экономического развития Владиславу Федулову.

Фонд «Сколково» является центром компетенций по нормативному регулированию национальной программы «Цифровая экономика». Письмо посвящено критике принятых в конце прошлого года изменений в Закон «О связи», касающихся дистанционного заключения договора на оказание услуг связи и удаленного подтверждения данных абонентов сотовых операторов.

Как в России пытались узаконить дистанционную продажу SIM-карт

Впервые возможность удаленного заключения договора на оказание телекоммуникационных услуг появилась в Законе «О связи» в 2017 г. Для этого необходима была усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) или простая электронная подпись, ключ для которой был выдан при личном присутствии.

Простой электронной подписью считается любой тип идентификации, об использовании которого договорились стороны.

Примером простой подписи является базовая учетная запись для доступа к ЕСИА («Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающая информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг»).

По мнению Фонда «Сколково», сотовые операторы могут потерять десятки миллиардов рублей из-за изменений в Законе «О связи»

Подтвержденная учетная запись в ЕСИА может считаться примером простой электронной подписи, выданной при личном присутствии. ЕСИА, вместе с Единым порталом государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), является частью инфраструктуры электронного правительства. Функционирование данной инфраструктуры обеспечивает «Ростелеком».

Усиленной подписью называется подпись, выданная удостоверяющим центром. Усиленной квалифицированной подписью называется подпись, выданная аккредитованным удостоверяющим центром. УКЭП признается аналогом собственноручной подписи.

Проблемы запуска eSIM в России

Возможность дистанционной продажи SIM-карт не использовалась активно до начала пандемии короновируса в 2020 г., когда сотовые операторы стали экспериментировать с такого рода продажами. Абонентам предлагалось идентифицироваться через мобильное приложение, введя туда скан паспорта и сделав селфи, либо через ЕСИА.

В то же время актуальность дистанционной продажи SIM-карт возрастает с появлением виртуальных SIM-карт – eSIM. В прошлом году российские сотовые операторы начали продавать такого рода SIM-карты, но, как правило, для их получения необходимо придти в офис. В то же время с технологической точки зрения профиль eSIM можно загружать в телефон полностью дистанционно.

Кроме того, согласно внесенным в 2017 г. изменениям в Закон «О связи», операторы связи должны проводить процедуру подтверждения соответствия данных о своих абонентах из числа физических лиц и пользователях номеров, закрепленных за корпоративными клиентами. Это можно осуществлять путем личной явки либо дистанционно с помощью УКЭП, ЕСИА, ЕПГУ или государственные информационные системы.

Новые требования к дистанционной продаже SIM-карт: нужна биометрия

Принятые в конце 2020 г.

поправки в Закон «О связи» усиливают требования к дистанционным продажам SIM-карт: для этого, согласно первой редакции законопроекта, необходим УКЭП или простая электронная подпись, полученная при личной явки за оказанием государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Но при использовании простой электронной подписи граждане теперь должны будут пройти идентификацию через Единую биометрическую систему (ЕБС), оператором которой также является «Ростелеком».

В окончательную версию закона был добавлен пункт о том, что дистанционное заключение договора об оказании услуг связи будет возможно также при использовании усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат которой выдан в инфраструктуре, используемой для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. При этом взаимодействие гражданина с указанной инфраструктурой должно осуществляться с использованием прошедших процедуру оценки соответствия средств защиты информации.

Такого рода ключи будут выдаваться владельцам подтвержденных учетных записей в ЕСИА. То есть возможность дистанционно продавать SIM-карты обладателям подтвержденных аккаунтов в ЕСИА сохранилась. В то же время закон все равно оговаривает, что для дистанционной продажи eSIM можно будет использовать только УКЭП или простую электронную подпись в привязке к ЕБС.

Проверка подлинности данных корпоративных абонентов через ЕСИА

Корпоративные абоненты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) должны внести в ЕСИА данные о физических лицах, которые будут конечными пользователи выделенных данным абонентов сотовых номеров.

Оператор связи, до начала оказания услуг, через ЕСИА и Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) должен будет проверить достоверность указанных данных.

Со своей стороны, физические лица – пользователи услуг – через ЕПГУ должны будут подтвердить достоверность сведений о них.

Роскомнадзор создаст информационную систему мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте.

Данная система будет взаимодействовать с ЕСИА, за ее функционирование будет отвечать подведомственная Роскомнадзору радиочастотная служба.

Операторы должны будут предоставить Роскомнадзору доступ к сведениям о своих абонентах, используемом ими оборудовании, о способах подтверждения сведений об абонентах и результатах проверок достоверности данных сведений.

Возможность дистанционной блокировки украденных телефонов

Абоненты – физические лица, имея учетную запись на ЕСИА, смогут вносить сведения об имеющихся у них сотовых номерах и уникальных IMEI-номерах их телефонных аппаратов. В случае потери телефона абонент может потребовать от оператора заблокировать данный аппарат по его IMEI-номеру.

Как искусственный интеллект преобразует энергетический и нефтедобывающий сектора

Новое в СХД

Новый закон вступает в силу с июня 2021 г. Корпоративные абоненты, заключившиеся договора на оказание услуг связи до вступления в силу данного закона, должны будут внести в ЕСИА данные о конечных пользователях своих сотовых номеров до 30 ноября 2021 г. Операторы связи начнут проверку соответствующих сведений с 1 декабря 2021 г.

Для изменения тарифного плана гражданам необходимо будет сдать биометрию

В своем письме Сергей Израйлит предупреждает, что новый закон ограничивает существующие возможности по дистанционному заключению абонентских договоров, отменяя ранее предусмотренный способ заключения договора с использованием простой электронной подписи, ключ которой получен при личном визите. В том числе невозможно будет использование подтвержденных учетных записей в ЕСИА, число которых составляет 65 млн.

Предлагаемая альтернатива – в виде использования ЕБС – не пользуется высоким спросом: в Единой биометрической системе было зарегистрировано лишь порядка 150 тыс человек. Кроме того, операторам связи потребуется понести расходы на интеграцию с ЕБС.

«Предлагаемые законопроектом механизмы дистанционной идентификации негативно скажутся на доступности услуг связи для населения, в том числе в условиях пандемии, а также на дальнейшем развитии отрасли связи, в том числе на конкурентных условиях, поскольку оператором ЕБС является единственный оператор связи («Ростелеком» – прим. CNews)», – говорится в письме.

Невозможно будет осуществлять и дистанционную продажу eSIM, так как в приложениях операторов сотовой связи не реализован функционал с поддержкой ЕСИА и ЕБС, а его доработка потребует времени и расходов, в том числе и из федерального бюджета.

«Сама идея ставить развитие технологии eSIm в зависимость от исключительно государственных систем ЕСИА и ЕБС является нецелесообразной, так как противоречит принципам технологически нейтрального регулирования и ведет к созданию необоснованных преимуществ одного способа заключения договора по сравнению с иными способами», – отмечает Израйлит.

Кроме того, абоненты не смогут изменять уже существующие договора (изменение тарифных планов, подключение услуг и т.д.) путем конклюдентных действий (через мобильное приложение, путем отправки SMS и т.д.). Для этого нужны будут УКЭП или ЕСИА с ЕБС.

Неконституционное требование заставлять граждан получать ЕСИА

Не нравится Израйлиту и идея проверять достоверность сведений о пользователях услуг сотовой связи, подключенных через корпоративных абонентов, через ЕПГУ и ЕСИА.

Получается, что юридическое лицо, имеющее договор на оказание услуг сотовой связи, и его сотрудники, желающие пользоваться такими услугами, должны иметь подтвержденные учетные записи в ЕСИА, которые, к тому же, должны быть связаны между собой.

Данное требование является неконституционным, полагает Израйлит, так получение учетной записи в ЕСИА является правом, а не обязанностью граждан, и данная учетная запись предназначена для получения государственных и муниципальных услуг. Функционал ЕСИА и ЕПГУ также предназначен для оказания государственных и муниципальных услуг, а не для регулирования отношений в коммерческой сфере по оказанию услуг связи.

Кроме того, не учитывается вопрос иностранных граждан, которые работают в России и не могут зарегистрироваться на ЕСИА. Также указанная норма негативно повлияет на развитие устройств интернета вещей.

«Вводимые законопроектом ограничения окажут непоправимое влияние на рынок услуг связи в корпоративном сегменте и простимулируют практику незаконной продажи SIM-карт в публичных местах, поскольку в отсутствие доступных способов получения услуг связи в установленном порядке у недобросовестных дилеров сохранится стимул для дальнейшей разработки схем распространения «серых» SIM-карт», – предупреждает Израйлит.

Наконец, Сергей Израйлит раскритиковал и пункт о создании Роскомнадзором информационной системы мониторинги проверки операторами связи данных об абонентах.

«Данная система обеспечит доступ всех заинтересованных лиц, включая магистрального оператора связи, занимающего существенное положение на рынке («Ростелеком», – прим.

CNews) к широкому кругу данных, что, кроме создания существенных рисков информационной безопасности и утечек информации, приведет к нарушению принципов и условий конкуренции», – говорится в письме.

Сергей Израйлит оценивает, что расходы и потери от реализации требований закона составят 10 млрд руб в год на одного крупного сотового оператора.

Сюда входят потеря выручки от невозможности использования собственных систем идентификации и ЕСИА для заключения договоров, потеря выручки от корпоративных клиентов и устройств интернета вещей, затраты на интеграцию с системой мониторинга Роскомнадзора.

Почему «Ростелеком» поддерживает новый закон

«Принятые изменения – это шаг в правильном направлении, вместе с принятыми нормами, которые позволяют использовать коммерческие биометрические системы для идентификации абонентов, – полагает директор Института исследования интернета Карен Казарян. – Вместе с тем, остается вопрос легализации eSim, который, собственно, и является основной причиной, для чего операторам нужна дистанционная продажа SIM-карт».

В «Ростелекоме», со своей стороны, поддержали новый закон.

«Внесенные изменения позволят перейти на безопасное удаленное взаимодействие при заключении договоров на оказание услуг связи и снять существующие регуляторные барьеры в части дистанционного взаимодействия, в том числе дистанционной идентификации, что особенно важно в условиях распространения коронавирусной инфекции, – заявили в компании. – Механизм удаленной идентификации с использованием Единой биометрической системы и ЕСИА отвечает высоким требованиям информационной безопасности, позволяет достоверно идентифицировать личность (точность свыше 99,99%) и минимизировать риск мошенничества. Использование других биометрических систем, безопасность которых не подтверждена, может привести к снижению уровня безопасности и росту числа мошенничества с использованием SIM-карт».

  • Короткая ссылка
  • Распечатать

Источник: https://www.cnews.ru/news/top/2021-01-22_novye_pravila_identifikatsii

Мобильная связь – 2020. Каким был этот год?

Изменения в мобильной связи
2020 год

Год начался предсказуемо. Билайн, Мегафон и Теле2 подняли цены на ряде тарифов, в основном – архивных. В среднем повышение составило около 10%

МТС немного затянул с новогодним обновлением – цены повысились 30 января 2020 года. С одной стороны – всего на 4%, с другой – на всех тарифах, как старых, так и новых.

Также МТС попытался изменить условия в Крыму – вместо 100 рублей в месяц за услугу «Домашний пакет Россия+» предлагалась услуга «Лёгкий отпуск» за 50 рублей в дни использования. Но инициативу быстро свернули и отложили до лучших времён.

Февраль 2020

Билайн запустил новую линейку тарифов «Близкие люди» с пакетами минут, смс, интернета, домашним ТВ и домашним интернетом. Тарифы эти – семейные, можно подключить дополнительные номера. Если использовать все представленные возможности на полную, то получается довольно выгодно. Безлимитный мобильный интернет раздавать можно.

Близкие люди

МТС обновил тарифный план «Тарифище». Важные нововведением стало отсоединение безлимитного интернета от тарифа. Услугу теперь нужно подключать отдельно. В феврале, кстати, она предоставлялась бесплатно. Безлимитный интернет работает только в домашнем регионе, раздача – платная (после 10 Гб в месяц), доступ к торрентам – платный. Приятного мало.

YOTA изменила условия в ряде регионов России – в тех, где были очень привлекательные условия.

Март 2020

Спустя несколько недель YOTA изменила цены и на архивных тарифах. Разумеется, в сторону их повышения. Правда, в этот раз – не так радикально.

Апрель 2020

Операторы подстраиваются под новые условия (коронавирус, самоизоляция, все дела) и мотивируют абонентов оставаться дома. Теле2 – «Дома по другим правилам», Билайн – изменение условий «Гиги за шаги», Мегафон – «Оставайтесь дома» и т.п.

Самоизоляция

Билайн переименовал линейку «Близкие люди» в «Близкие люди+» и запустил новую линейку «Близкие люди» (раз уж название освободилось). Практически то же самое, но без домашнего интернета и ТВ. По тем же ценам.

МТС начал шалить с услугой «Безлимитный интернет» на Тарифище. В Москве и области – 200 рублей в месяц. До этого услуга была бесплатной. После этого цены будут расти, падать, услуга будет становиться бесплатной, потом – опять платной. Этот момент в данной публикации больше трогать не будем.

Теле2 обновил свою основную линейку тарифов. Главное изменение – повышение цен.

Май 2020

Изменения на Мегафоне – повышение цен на ряде архивных тарифов. Некоторых абонентов перевели на другие тарифы, в большинстве случаев – более дорогие.

Изменения на Теле2 – повышение цен на архивных тарифах, а также перевод абонентов на другие тарифы. Это те самые изменения, из-за которых Теле2 поругается с ФАС. Федеральная антимонопольная служба через несколько месяцев потребует возврата цен на прежние позиции, но будет проигнорирована.

Билайн запустил новые тарифы «Не один дома» и «Не один дома-2», которые оказались очень странными и совершенно не сыскали славы.

Мегафон запустил новую линейку тарифов – «Без переплат». После недавнего повышения цен тарифы смотрятся неплохо, но если посмотреть на прошлогодние тарифы «Включайся», то новые тарифы очень дорогие.

Без переплат (скриншот – от 31.12.2020)

Июнь 2020

Теле2 решил повысить цены на тарифах без абонентской платы. Многих абонентов перевели на другие, более дорогие, версии тарифов.

Мегафон опять вносит изменения на архивных тарифах. И подобные «улучшения» ждут абонентов оператора и в следующие месяцы – по чуть-чуть.

Yota подняла цены в конструкторе. Местами повышение превысило 200%. Абоненты, уже пользующиеся услугами YOTA продолжили это делать на прежних условиях.

Теле2 запустил тариф «Игровой». Скорее всего, это в большей степени реклама World of Tanks, так как тариф… такой себе.

Игровой от Теле2

Июль 2020

МТС всё-таки «добрался» до Крыма и Севастополя. Услуги из серии «Домашний пакет» теперь предлагают лишь 500 Мб в сутки на максимальной скорости.

Мобильные операторы из «большой четвёрки» начинают внедрять eSIM. Первые – Билайн и Мегафон.

Август 2020

Теле2 обновил тариф «Интернет для устройств» – он получил безлимитный интернет и внушительную абонентскую плату.

МТС запустил обновлённую версию тарифа «Тарифище» и поднял размер абонентской платы на архивных версиях.

Мегафон обновил линейку «Без переплат». В каких-то регионах тарифы улучшились, в каких-то – ухудшились.

Сентябрь 2020

Виртуальный мобильный оператор Danycom, известный своим тарифом «Бесплатный» приказал долго жить. Сначала планировалось объединение с MCN Telecom, но и тут не срослось. Операторы обменялись «любезностями» и разошлись.

МТС запустил новый тариф «Мы МТС», который частично копировал закрытый «Наш Smart». Основное изменение – в услуге, позволяющей делиться пакетами с другими абонентами. Абонентская плата стала выше, но зато теперь можно делиться безлимитным интернетом.

Октябрь 2020

Теле2 повысил цены на архивных тарифах и опциях.

Билайн запустил тарифный план «Связь Z» с необычными условиями – пакеты минут и интернета покупаются отдельно и не сгорают каждый месяц, они действуют до полного исчерпания.

Явным минусом стало то, что каждые 90 дней нужно совершать платное действие (это стандартное условие, но для данного тарифа оно не подходило).

Вскоре Билайн отказался от него – вместо платного действия достаточно просто пользоваться услугами – звонками, интернетом и т.п.

Связь Z

Ноябрь 2020

Билайн запустил новый тариф «СуперСИТИ» для Москвы и области. По сути, это замена для тарифа «Близкие люди 1».

Теле2 запустил «Конструктор чудес». Чудесами оказались платные услуги и подписки.

Декабрь 2020

Мегафон обновил тарифы «Без переплат». Удивительно, но в ряде регионов условия значительно улучшились – где-то были увеличены пакеты, где-то – снижена абонентская плата, а где-то – и то, и другое.

Теле2 обновил тарифы. В ряде регионов замечено повышение цен.

МТС запустил новый тариф «НЕТАРИФ», который позиционируется как подписка на услуги, но представляет из себя вполне обычный тариф.

Нетариф

Мегафон проапгрейдил услугу «Определитель номера». Теперь она автоматически блокирует звонки от спамеров и мошенников. Самое главное – услуга осталась бесплатной, и подключена уже у всех абонентов.

YOTA снизила цены в конструкторе тарифов. Не очень значительно, но всё равно приятно.

Дополнительно

Во время самоизоляции оказалось, что люди предпочитают использоваться дома мобильный интернет, а не домашний. В итоге из-за высокой нагрузки на сеть у большинства абонентов очень сильно просела скорость.

Было запущено немало виртуальных операторов, среди которых *Просто, Газпромбанк Мобайл, Eagle Mobile и др.

После расследования Беллингкэт и Инсайдера многие люди узнали о том, что купить персональную информацию об абонентах проще простого.

А что запомнилось Вам в 2020 году в сфере мобильной связи?

Источник: https://zen.yandex.ru/media/technologicus/mobilnaia-sviaz--2020-kakim-byl-etot-god-5fed8dbfbb14d54ffbde3b07

Пожиратели трафика: как изменятся цены на связь в 2021 году

Изменения в мобильной связи

В этом году россиян ждет рост расходов на услуги связи. Они могут подорожать примерно на 15%, считают аналитики. Платить больше придется тем, кто уже сидит на дорогих пакетах. Тем же, кто пользуется дешевыми тарифами, повезет: регуляторы уже заявили, что оснований для роста цен нет, и следят за ситуацией. Подробности — в материале «Известий».

Интернет, роуминг и облако

Цены на мобильную связь в России в 2020 году выросли на 10%, а в этом могут набрать еще 15–16% — такой прогноз озвучили в аналитическом агентстве Content Review. Как считают аналитики, меньше всего пострадают базовые услуги, включая ые звонки и интернет на тарифах нижней ценовой категории.

А в сегменте тарифов средней и высокой категории (500–900 рублей) подорожание будет более ощутимым.

Также в 2021 году предсказывают рост цен на дополнительные услуги операторов, например на облачное хранение данных, раздачу интернета другим устройствам для тарифов с безлимитным интернетом и международного роуминга.

— Удорожание услуг связи будет происходить в коридоре 10–15% от текущих цен, и в первую очередь это затронет абонентов, использующих средние по стоимости тарифные планы в диапазоне от 500 до 700 рублей, — считает Вадим Большаков, руководитель управления разработки компании АТОЛ.

Специалисты указывают и на то, что все операторы постепенно переходят к формату подписки — то есть абонентских тарифов, в которые включены минуты, интернет, определенное количество SMS, а также сторонние сервисы, что также провоцирует рост расходов на услуги связи.

— Прошлая революция тарифов прошла по схеме фактического перевода всех с поминутного на абонентские тарифы, что привело к росту платежей за услуги.

В этот раз абонентские тарифы станут тарифами-подписками, — отмечает Виталий Манкевич, президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей.

По его оценкам, реальный рост тарифов составит, скорее всего, 7–10%, но наиболее заметным он станет в категории 400–700, здесь он может даже превысить 10%.

5G и трафик

Одним из факторов грядущего роста цен аналитики называют внедрение сетей 5G — за счет высоких расходов операторов на инфраструктуру. Как подсчитали ранее в аналитической компании PwC, каждому российскому сотовому оператору придется вложить 130–165 млрд рублей в развитие сетей 5G в период с 2020 по 2027 год.

— В отличие от других стран, где при переходе на новые протоколы связи операторы могут купить необходимое для развертки сетей оборудование в складчину, у нас каждый оператор самостоятельно обеспечивает покрытие, а совместные соты могут быть установлены лишь в местах с огромным присутствием абонентов, — указывает Большаков.

Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин назвал и еще одну причину, по которой мобильная связь и интернет в России дорожают из года в год. По его словам, платить за связь приходится всё больше, потому что потребляемый клиентами трафик постоянно увеличивается.

— Связь сегодня определяется пакетом трафика. В среднем по России абонент начинает потреблять в два раза больше интернет-трафика год к году, — пояснил эксперт. Один из главных пожирателей трафика — видео формата высокой четкости, которое требует всё большего количества гигабайт.

Пандемия и курс доллара

Еще одной причиной подорожания услуг мобильной связи аналитики называют пандемию коронавируса, из-за которой операторам пришлось увеличить свои расходы. Так, пандемия съела офлайн-продажи в традиционном магазинном формате.

— В разгар пандемии проходимость в официальных магазинах операторов, где проходит не только оформление SIM-карт, но и осуществляются продажи телефонов, модемов, прочих продуктов и услуг операторов, сильно упала.

Пока не совсем ясно, когда же эти магазины смогут выйти на докарантинные мощности и потеря выручки из этого направления будет постепенно компенсироваться увеличением стоимости услуг связи, — отмечает Большаков.

Виновник потенциального роста цен и курс доллара, который напрямую влияет на итоговую стоимость телекоммуникационного оборудования.

— В этом году операторам пришлось в срочном порядке модернизировать свои сети на фоне самоизоляции — огромная нагрузка легла на сети в спальных районах городов, что потребовало незамедлительно наращивать технические мощности в этих локациях, — поясняет эксперт.

По мнению наблюдателей, сокращение доходов операторов от роуминга и падение прибыли от корпоративных клиентов приведут, скорее, к монетизации отдельных услуг.

— Вероятно, в целях сохранения лояльности клиентов тарифы в ближайшее время меняться не будут. Но процесс поэтапного закрытия старых тарифов продолжится. С учетом этого ожидаем сохранения стоимости базовых услуг. Незначительно, в рамках 5–15%, могут вырасти пакетные тарифы с большим набором опций, — полагает Евгений Миронюк, аналитик «Фридом Финанс».

Будут следить

Сами операторы пока сдержанны в своих заявлениях. Как отметили в Yota, оператор ориентируется на рыночную ситуацию и сопутствующие экономические факторы. «Сейчас мы оцениваем необходимость изменения цен на услуги», — сообщили в пресс-службе компании.

Тем временем возможный рост цен на сотовую связь в январе 2021 года уже прокомментировали в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Как подчеркнул замглавы Минцифры Олег Иванов, на данный момент нет оснований для повышения тарифов на сотовую связь.

Иванов напомнил, что в России операторы сотовой связи обязаны заблаговременно информировать своих абонентов об изменениях тарифных планов. В частности, эта информация должна размещаться на их официальных сайтах.

Но никаких извещений об изменении тарифов пока не опубликовано. К тому же все значительные повышения тарифов согласовывают с Федеральной антимонопольной службой.

А заявок на согласование тарифов в ФАС операторы не подавали, отметили в Минцифры.

В ФАС в свою очередь заявили, что ведут еженедельный мониторинг цен на услуги связи. Регулятор подчеркнул, что не видит оснований для роста тарифов на услуги связи на 15% в 2021 году. И если обнаружит экономически необоснованное повышение цен, то примет меры антимонопольного регулирования.

Источник: https://iz.ru/1113068/oksana-belkina/pozhirateli-trafika-kak-izmeniatsia-tceny-na-sviaz-v-2021-godu

Федеральный закон от 7 апреля 2020 г. N 110-ФЗ

Изменения в мобильной связи

Принят Государственной Думой 1 апреля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 2 апреля 2020 года

Внести в Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ “О связи” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895; 2007, N 7, ст. 835; 2010, N 7, ст. 705; N 27, ст. 3408; N 31, ст. 4190; 2011, N 29, ст. 4291; N 45, ст.

6333; N 50, ст. 7351; 2012, N 53, ст. 7578; 2013, N 30, ст. 4062; N 43, ст. 5451; 2014, N 6, ст. 560; N 30, ст. 4229, 4273; N 49, ст. 6928; 2016, N 10, ст. 1318; N 26, ст. 3873; 2017, N 31, ст. 4794; 2019, N 18, ст.

2214) следующие изменения:

1) подпункты 283 и 284 статьи 2 изложить в следующей редакции:

“283) средство коллективного доступа – средство связи или совокупность средств связи, которые предназначены для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами электросвязи без использования пользовательского оборудования абонента;

284) точка доступа – средство связи или совокупность средств связи, которые предназначены для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами электросвязи с использованием пользовательского оборудования абонента;”;

2) в статье 57:

а) абзацы второй – пятый пункта 1 изложить в следующей редакции:

“К универсальным услугам связи, оказываемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, относятся:

услуги телефонной связи, оказываемые с использованием средств коллективного доступа (таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств);

услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, оказываемые с использованием точек доступа;

услуги подвижной радиотелефонной связи, оказываемые с использованием точек доступа.”;

б) в пункте 2:

абзац первый изложить в следующей редакции:

“2.

Порядок и сроки начала оказания универсальных услуг связи, порядок обеспечения доступа к ним инвалидов, порядок регулирования тарифов на универсальные услуги связи, порядок оказания услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, оказываемых с использованием инфраструктуры связи (средств связи, линий связи и сооружений связи), предназначенной для оказания универсальных услуг связи, а также порядок регулирования тарифов на оказание услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, оказываемых с использованием указанной инфраструктуры связи, и на предоставление в пользование указанной инфраструктуры связи устанавливается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области связи исходя из следующих принципов:”;

абзац третий дополнить словами “, а также по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и органом местного самоуправления с функцией оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера”;

абзацы четвертый и пятый изложить в следующей редакции:

“в населенных пунктах с населением от ста до пятисот человек, в которых не оказываются услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, должна быть установлена не менее чем одна точка доступа для оказания услуг по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;

в населенных пунктах с населением от ста до пятисот человек, в которых устанавливаются точки доступа в соответствии с настоящей статьей и при этом не оказываются услуги подвижной радиотелефонной связи, не менее чем одна точка доступа должна быть оборудована средствами связи, используемыми для оказания услуг подвижной радиотелефонной связи;”;

абзац седьмой изложить в следующей редакции:

“3. Федеральный орган исполнительной власти в области связи в соответствии с принципами, установленными настоящей статьей, определяет:”;

дополнить абзацами следующего содержания:

“перечень населенных пунктов, в которых устанавливаемые точки доступа могут подключаться с использованием иных линий связи, кроме волоконно-оптических;

перечень населенных пунктов с населением от ста до пятисот человек, в которых должны быть установлены точки доступа, в том числе точки доступа, которые должны быть оборудованы средствами связи, используемыми для оказания услуг подвижной радиотелефонной связи.”;

3) в статье 58:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

“1. Оказание универсальных услуг связи осуществляется оператором универсального обслуживания, назначение которого осуществляется в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.”;

б) в пункте 2:

абзацы первый – третий изложить в следующей редакции:

“2.

Обязанность по оказанию универсальных услуг связи на всей территории Российской Федерации возлагается Правительством Российской Федерации на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем две трети субъектов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области связи вправе назначить оператором универсального обслуживания на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на указанных территориях, или иного оператора связи, оказывающего услуги связи на указанных территориях.

https://www.youtube.com/watch?v=4HfABc0hdwA\u0026t=12s

Оператор связи, назначенный оператором универсального обслуживания, не вправе отказаться от возложенной на него обязанности по оказанию универсальных услуг связи.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области связи заключает с оператором универсального обслуживания договор об условиях оказания универсальных услуг связи сроком не менее чем на три года. Стороны договора по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области связи могут вносить изменения в договор об условиях оказания универсальных услуг связи в течение трех месяцев после дня вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.”;

абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции:

“Оператор универсального обслуживания не вправе отказать иному оператору связи в использовании инфраструктуры связи (средств связи, линий связи и сооружений связи), предназначенной для оказания универсальных услуг связи, а также отказаться от заключения договоров о присоединении иных сетей электросвязи к своей сети электросвязи, предназначенной для оказания услуг электросвязи с использованием точек доступа, за исключением случаев, если осуществление присоединения сетей электросвязи и их взаимодействие противоречат условиям лицензий, выданных операторам связи, или нормативным правовым актам, определяющим построение и функционирование единой сети электросвязи Российской Федерации. При оказании услуг по пропуску трафика, оказываемых с использованием инфраструктуры связи (средств связи, линий связи и сооружений связи), предназначенной для оказания универсальных услуг связи, обеспечивается приоритетное использование такой инфраструктуры связи для оказания универсальных услуг связи надлежащего качества.”.

Президент Российской Федерации В. Путин

Источник: https://rg.ru/2020/04/09/svyaz-dok.html

Мобильные операторы увидели риски в новом порядке идентификации абонентов :: Технологии и медиа :: РБК

Изменения в мобильной связи

Какие риски увидели операторы

Как указала МТС в своем отчете, на текущий момент при внесении IMEI в ЕСИА не предусмотрено требований о его уникальности, не существует критериев уникальности. Нет порядка и оснований внесения IMEI в систему и его привязки к абонентскому номеру, проведения оператором проверки уникальности идентификатора при утрате устройства пользователем.

Существует риск, что перечисленные проблемы не будут урегулированы к моменту вступления требования в силу, пишет МТС. «На текущий момент неясно, каким образом данные изменения могут повлиять на деятельность компании, однако они потенциально могут иметь отрицательные последствия для нашего бизнеса, финансового положения и результатов нашей деятельности», — говорится в отчете.

Как пояснил РБК представитель МТС, на текущий момент «есть достаточно много технических вопросов с точки зрения реализации закона, которые должны быть разрешены и прописаны в подзаконных актах», в частности не решена проблема задвоения IMEI, когда один идентификатор может принадлежать нескольким устройствам.

В частности, китайские производители устройств зачастую выпускают смартфоны с дублирующимся IMEI, указал еще один участник телекоммуникационного рынка.

«МегаФон» в своем отчете указал, что крупные операторы оценивают дополнительные расходы после вступления закона в силу в более 10 млрд руб. в год на каждого.

В эту сумму входит потеря выручки от невозможности использования собственных систем идентификации и ЕСИА для дистанционного заключения договоров, потеря выручки от корпоративных клиентов и устройств «интернета вещей», услуги которым придется отключить, а также затраты на интеграцию с системой мониторинга Роскомнадзора. Это «негативно скажется на инвестиционной активности и возможностях операторов по развитию сетей связи».

По существующим правилам операторы могут дистанционно заключать договоры с абонентами, используя в том числе простую электронную подпись, ключ которой был получен при личном визите абонента, и такой способ активно применяется операторами.

Предлагаемые законом механизмы «негативно скажутся на доступности услуг связи для населения, в том числе в условиях пандемии, а также на дальнейшем развитии отрасли связи», указал «МегаФон».

Операторы не смогут развивать собственные системы дистанционной идентификации абонентов (например, распознавание с помощью приложения лица пользователя, фотографирования его паспорта), успешно применяемый способ идентификации предлагается заменить на использование ЕБС, проникновение которой среди граждан пока невысокое (в ней содержится порядка 150 тыс. биометрических эталонов), пишет «МегаФон». Это также усложнит выдачу eSIM (электронной сим-карты). Кроме того, операторы понесут «существенные расходы» на подключение к ЕБС.

По мнению «МегаФона», необходимость внесения сведений корпоративных клиентов в ЕСИА негативно повлияет на рынок услуг связи в сегменте b2b. Все физлица — пользователи услуг корпоративной связи должны будут иметь подтвержденную учетную запись в ЕСИА.

В законе также не учитываются вопросы оказания услуг связи иностранцам, которые не имеют учетных записей в ЕСИА.

Для части устройств, подключенных с сети мобильной связи, например транспорту, внести необходимые сведения в ЕСИА будет невозможно, потому что у них нет постоянного адреса.

Перечисленные «МегаФоном» аргументы во многом совпадают с теми доводами, которые эта компания вместе с МТС и «ВымпелКомом» направляла в администрацию президента, Минюст, Минфин, Минэкономики, Федеральную антимонопольную службу и комитет Госдумы по информационной политике еще на этапе принятия закона.

Они указывали, что предлагаемые требования, напротив, стимулируют продажу серых сим-карт.

В январе этого года директор департамента развития и планирования фонда «Сколково» Сергей Израйлит в письмах гендиректору АНО «Цифровая экономика» Евгению Ковниру, замминистра цифрового развития Олегу Иванову и замминистра экономического развития Владиславу Федулову также указал, что создание Роскомнадзором информационной системы для мониторинга выполнения требования о проверке данных об абонентах несет «существенные риски информационной безопасности и утечек информации» и даст «Ростелекому» конкурентное преимущество за счет доступа к широкому кругу данных.

Третий представитель «большой тройки» — «ВымпелКом» (бренд «Билайн») — в своем отчете пока не упоминает новый закон, но на пресс-конференции компании, посвященной финансовым итогам за четвертый квартал 2020 года, ее гендиректор Александр Торбахов говорил, что необходимость подтверждать личность корпоративных клиентов — чувствительная тема для всего рынка. Он также рассказал, что компания пытается убедить регулятора в эффективности ее собственной системы идентификации клиентов, но признал, что, скорее всего, всем в итоге придется переходить на ЕБС.

Источник: https://www.rbc.ru/technology_and_media/24/02/2021/60310bcd9a79476a01dfcc50

В мтс повысили стоимость услуг связи, – дополнено

Изменения в мобильной связи

С 19 февраля компания МТС изменила стоимость своих услуг на ряде тарифных планов. Крымчане пишут в соцсетях, что не получали от оператора сообщения о подорожании.

Об изменении тарифов написал сегодня крымский общественник Александр Талипов на своей странице в :

“Внимание, увеличена стоимость услуг связи МТС. Проверьте свой тариф!

На тарифе “Супер МТС 092014”:

• Введена плата за соединение для платных исходящих звонков – 1.20 руб.;

• Стоимость одной минуты разговора, при звонке на номера МТС Краснодарского края и Республики Адыгея, увеличилась – с 0.95 руб. до 1.10 руб.;

• Стоимость одной минуты разговора, при звонке на номера МТС других регионов РФ, увеличилась – с 3 руб. до 3.50 руб.;

• Стоимость одной минуты разговора, при звонке на номера других операторов Краснодарского края и Республики Адыгея, увеличилась – с 1.30 руб. до 1.50 руб.;

• Стоимость одной минуты разговора, при звонке на номера других операторов других регионов РФ, увеличилась – с 12.50 руб. до 14 руб.;

• Стоимость отправки СМС сообщения, на номера операторов Краснодарского края и Республики Адыгея, увеличилась – с 1.50 руб. до 1.80 руб.;

• Стоимость отправки СМС сообщения, на номера операторов других регионов РФ, увеличилась – с 1.95 руб. до 2.30 руб.;

• Абонентская плата за услугу “Звони бесплатно на МТС России 100” увеличилась – с 4 руб./сутки до 4.60 руб./сутки.

На тарифе “Smart Безлимитище 112017”:

• Абонентская плата за тариф увеличилась – с 350 руб./месяц до 405 руб./месяц. Лимит интернета – 10 ГБ (даже у тех, у кого раньше был безлимит);

• Плата за услугу интернета “Супер БИТ” увеличилась – с 250 руб./месяц до 290 руб./месяц.

Всё для людей! Видимо МТС пытается избавиться от абонентов и стимулирует для перехода на местных операторов. Будьте внимательны при звонках”.

В соцсетях крымчане пишут, что не получали никаких сообщений от оператора по поводу повышения стоимости услуг, а узнали об этом по факту. Некоторые пишут, что теперь хотят сменить мобильного оператора.

Ответы МТС

На сайте МТС найти информацию об изменении в тарифных планах довольно сложно – она находится не в разделе “Новости”, выведенном на главную страницу, а в “Обслуживание абонентов” и “Информация”, куда пользователи вряд ли часто заходят. Говорится в сообщении о “корректировке параметров на ряде тарифных планов и опций”.

“С 19 февраля 2021 года на ряде тарифов и опций будут скорректированы отдельные ценовые параметры. Ознакомиться с обновленными параметрами вы сможете на сайте МТС в прайс-листе своего тарифа”, – указано в коротком сообщении.

В официальной группе МТС в “ВК” в ответ на возмущения о неожиданном подорожании отвечают: “Информацию об изменениях мы размещаем на нашем сайте согласно законодательству не позднее, чем за 10 дней до планируемой даты”, “Мы отправляем SMS всем абонентам. Возможно, был получен отказ от получения подобных сообщений либо телефон был выключен или временно недоступен, поэтому сообщение не поступило”.

Что касается причин подорожания, пользователям отвечают следующее: “Тарифные планы со временем меняются, так как меняется обстановка на рынке связи”, “Корректировка тарифов связана с общей рыночной ситуацией и необходимостью постоянно развивать сеть, при этом корректировка составила всего около 4% – это в среднем 10-20 рублей в месяц, в зависимости от тарифа и региона”.

Отметим, в январе 2020 года МТС сообщил о новых условиях обслуживания своих абонентов в Крыму. Позже в Мининформе РК заявили, что компания МТС отменила соответствующее решение.

“По поручению главы Республики Крым я проводил переговоры с гендиректором компании.

Мы убедили его, что Республика Крым и Севастополь должны быть в равных условиях с другими субъектами РФ”, – сказал тогда глава ведомства Сергей Зырянов.

После появилась информация о том, что МТС изменил условия тарифа для крымчан. “Никаких специальных изменений для тех, кто пользуется МТС в Крыму, не проводилось. Абоненты в Крыму пользуются услугами МТС Краснодарского края. Эти тарифы изменились в рамках общероссийских повышений. Изменения тарифов “Супер МТС” произошли во многих регионах страны”, – ответили тогда в компании.

Напомним, в мае прошлого года в Мининформе РК сообщали о возможности крымчан бесплатно воспользоваться услугой MNP – они могут перейти от одного оператора мобильной связи к другому с полным сохранением номера. После перехода на регионального оператора процедура MNP будет работать в соответствии с порядком, предусмотренным для всей России: раз в 60 дней абонент сможет сменить оператора, заплатив 100 рублей.

Источник: https://www.3652.ru/news/3029577/v-mts-povysili-stoimost-uslug-svazi-dopolneno

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.