Электронные полисы осаго станут обязательными

Содержание

Госдума приняла закон о равном статусе бумажного и электронного полиса ОСАГО

Электронные полисы осаго станут обязательными

МОСКВА, 17 апреля. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, отменяющий запрет на перестрахование в ОСАГО, уравнивающий статус бумажного и электронного полисов “автогражданки” и вводящий возможность электронного оформления европротокола. Закон был инициирован правительством РФ.

Документ вводит единый подход к заключению договора ОСАГО на бумажном носителе и в виде электронного документа, после чего станет необязательным предъявление на дорогах бумажной распечатки полиса ОСАГО. Проверить наличие договора ОСАГО станет возможно любыми иными способами, в том числе с мобильного устройства, через обращение к информационной базе данных.

Страховой полис может быть представлен для проверки сотрудниками полиции на бумажном носителе, а в случае заключения электронного договора – в виде электронного документа или его распечатки, следует из текста закона.

Документ также предусматривает исключение двойного учета полисов в системах и отчетности страховщиков и присвоение уникальных порядковых номеров полисам каждого страховщика.

Электронный европротокол

Закон предусматривает возможность заполнения водителями в электронном виде извещения о дорожно-транспортном происшествии (ДТП), оформленного без участия сотрудников полиции – европротокола.

Предполагается, что извещение о ДТП может быть составлено с использованием данных с единого портала госуслуг по форме, установленной Банком России. Ранее Российский союз автостраховщиков сообщал, что эксперимент по оформлению ДТП с помощью электронного европротокола через мобильное приложение стартует 1 сентября.

Кроме того, закон предполагает, что ненаправление виновником ДТП своего экземпляра европротокола не будет основанием для регрессного требования к виновнику. Сейчас, если виновник ДТП не направляет свой экземпляр европротокола страховщику, компания может предъявить ему требование о возмещении вреда.

Отмена запрета на перестрахование

Законом также отменяется запрет на перестрахование в ОСАГО. При этом перестрахование рисков ОСАГО будет правом, а не обязанностью страховщика.

Сейчас ОСАГО остается единственным видом имущественного страхования, который не предусматривается к передаче в перестрахование, отмечали ранее в Минфине.

Уточнение порядка компенсационных выплат

Документ также запрещает предъявлять регрессные требования по ОСАГО к пешеходам, получившим травмы в результате ДТП, а также к наследникам и родственникам погибших пешеходов, и в целом уточняет порядок компенсационных выплат по ОСАГО (когда фонд Российского союза автостраховщиков платит по обязательствам ушедших с рынка компаний).

Кроме того, законом предусмотрено реформирование “зеленой карты”, которое позволит иностранным гражданам покупать полисы в электронном виде, а таможне – проверять их наличие.

При проведении независимой технической экспертизы транспортного средства экспертами-техниками будут признаваться исключительно прошедшие профессиональную аттестацию и внесенные в госреестр экспертов-техников физические лица. Профессиональную аттестацию и ее аннулирование осуществляет межведомственная аттестационная комиссия, создаваемая Минтрансом России.

Закон вступит в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Электронный полис защитит от “липовых” страховщиков

Председатель Госдумы Вячеслав Володин ранее отмечал, что инициатива носит комплексный характер и позволит облегчить жизнь водителям. “Это нововведение упростит автомобилистам жизнь, – уверен он. – Больше не нужно будет возить полис с собой, достаточно знать его номер. К тому же электронный полис ОСАГО – не только требование современной жизни, но и защита от “липовых” страховщиков”.

Кроме того, сотрудники таможни смогут проверять наличие ОСАГО либо международной страховки у въезжающих в Россию на своих автомобилях иностранцев.

“Взыскать с незастрахованного виновника аварии без российского гражданства компенсацию ущерба в ДТП очень сложно, – сообщил Володин.

– Эта норма особенно актуальна в отношении граждан сопредельных с Россией стран, с которыми у нас упрощенный порядок пересечения границы”.

Спикер Госдумы коснулся также норм закона, меняющих правила компенсации страховыми компаниями своих расходов на возмещение ущерба водителям, которые пострадали в спровоцированных пешеходами ДТП.

“Сегодня поступает много жалоб от родственников погибших пешеходов на требования страховых компаний компенсировать им расходы на ремонт автомобилей.

Несправедливо, когда с людей, потерявших близкого человека, требуют оплаты ремонта машины, ставшей причиной трагедии”, – отметил он.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/6342756

Какой полис ОСАГО лучше выбрать — электронный или бумажный: чем отличается обычная страховка и Е-ОСАГО, что дешевле

Электронные полисы осаго станут обязательными

Многие российские водители не подозревают, чем отличается электронный полис от бумажного. Страхование гражданской ответственности автовладельцами – обязательное законодательное требование. Ежегодно водители обязаны оформлять страховку. С недавнего времени есть возможность оформить ОСАГО онлайн. Услугу предоставляют многие страховщики.

Что такое страховка ОСАГО?

ОСАГО – обязательное страхование автогражданской ответственности. Страховку необходимо оформить, если человек является автовладельцем и использует транспортное средство, которое зарегистрировано в ГИБДД. Стоимость оформления полиса зависит от множества факторов и рассчитывается отдельно.

Важно! По полису ОСАГО, в случае ДТП, пострадавшая сторона получает возмещение в размере до 400 000 рублей (если пострадало имущество), до 500 000 (если нанесен вред здоровью третьих лиц). Электронный полис ОСАГО является аналогом обычного бумажного.

Чем отличается электронный полис от бумажного?

Внешний вид электронного полиса ОСАГО не отличается от простого бумажного – цветной или черно-белый заполненный бланк, высылаемый на электронный адрес заявителя после подтверждения регистрации и оплаты.

Сложно сказать, какой именно полис ОСАГО лучше выбрать – бумажный или электронный, т.к. основное отличие заключается в процедуре оформления документации.

  • электронный полис ОСАГО оформляется без личного посещения офиса страховой компании;
  • бумажный вариант обязательно нужно оформлять в офисе – лично или по доверенности.

Важно! Распространен миф, что электронный полис более дешевый, чем бумажный. Это заблуждение – разницы в цене не существует.

К преимуществам электронного полиса ОСАГО относят:

  • простота приобретения и оформления, не выходя из дома;
  • возможность оплаты без посещения банка (через интернет с помощью банковской карты);
  • отсутствие необходимости ехать в страховую компанию и забирать готовый полис там;
  • возможность оформления без навязанных дополнительных услуг (достигается неплохая экономия).

Электронный полис не дешевле бумажного, поэтому стоимость нельзя отнести к списку преимуществ. Также следует выделить его недостатки:

  • сложность поиска подходящей страховой компании в Интернете. Проблемы в процессе оформления – появление множества ошибок и трудоемкость самостоятельного заполнения всех данных и форм;
  • наличие определенной вероятности оформления поддельного документа (такое же может случиться и с бумажным полисом ОСАГО);
  • вероятность возникновения проблем с сотрудниками ГИБДД (далеко не все из них, особенно в удаленных районах РФ, имеют возможность на месте проверить подлинность и актуальность электронного документа).

Важно! Наличие диагностической карты (пройденного техосмотра) – обязательно требование при оформлении ОСАГО. Исключение – автотранспорт возрастом не более 3-х лет. Многие страховщики предлагают купить электронный полис и диагностическую карту вместе – в такой ситуации компания обязана назначить место и время осмотра машины специалистами-диагностами.

Отличается ли стоимость Е-ОСАГО от обычного документа?

Распространено мнение, что электронный полис ОСАГО – это дешевый вариант бумажного. Но это общепринятое заблуждение. Если оформлять документ в одной и той же компании, на один и тот же автомобиль, то его стоимость не изменится.

Это заблуждение появилось из-за того, что в Интернете многие компании предлагают действительно дешевые полисы, но с навязанными услугами, за которые приходится платить отдельно. Подозрительно дешевый полис ОСАГО в Интернете покупать не стоит – он с высокой долей вероятности поддельный.

Стоимость полиса ОСАГО зависит от следующих факторов:

  • мощность транспортного средства;
  • возраст и стаж автовладельца;
  • количество водителей, занесенных в документ;
  • показатель коэффициента КБМ у конкретного водителя (безаварийное вождение);
  • регион регистрации;
  • длительность действия полиса (оформить можно на разный срок, необязательно на 1 год).

Как можно оформить автогражданку?

По закону, страховые компании обязаны предоставить возможность российским автовладельцам оформлять электронные полисы ОСАГО в режиме онлайн через Интернет.

Важно! В 99% случаев все эти проблемы являются искусственными – страховщики специально интегрируют их в свои сервисы, чтобы автовладельцы не могли оформить Е-ОСАГО. Это связано с тем, что ОСАГО для страховых компаний является неприбыльным направлением деятельности, а отказаться от него они не могут – государство обязало страховщиков оформлять такие полиса на обязательной основе.

Чтобы приобрести дешевый Е-ОСАГО в Интернете, требуется следующее:

  • паспорт РФ собственника автомобиля и человека, который страхует машину (в ситуациях, когда это разные лица);
  • ПТС, СТС;
  • водительские права каждого лица, которое записывается в полис;
  • диагностическая карта (пройденный техосмотр), если автомобилю более 3-х лет.

Для приобретения электронного полиса ОСАГО необходимо, чтобы информация об автовладельце и его автомобиле была в базе данных РСА (Союз автостраховщиков). Иными словами, чтобы оформить Е-ОСАГО, требуется, чтобы вся информация о водителе и машине уже была ранее занесена в эту базу (то есть, все получится, если автовладелец уже ранее страховал свой автомобиль и покупал бумажный полис).

Например, если автовладелец сменил адрес регистрации или у автомобиля изменилось свидетельство о регистрации, то купить страховку онлайн не получится. Исключение составляют те случаи, когда водители самостоятельно и заранее уведомили Российский Союз Автостраховщиков о прошедших изменениях. Но к подобной практике прибегает лишь малая часть автовладельцев.

Чтобы записать еще одного водителя в электронный полис ОСАГО, необходимо обратиться в офис страховой компании или же сделать всё снова через Интернет. Нужно учесть, что не все страховщики предоставляют возможность корректировки данных в Е-ОСАГО в онлайн-режиме. Это можно уточнить по горячей линии компании.

Если такая возможность предоставляется, то необходимо зайти на сайт страховщика, перейти в раздел электронных полисов, нажать на кнопку «Внести изменения» (либо на аналогичную ей), после чего ввести данные нового водителя, произвести оплату. Подтверждение о внесенных изменениях должно прийти на электронный адрес.

Когда приходит и начинает действовать Е-ОСАГО?

Говоря о том, чем отличается дешевый электронный полис ОСАГО от бумажного, стоит отметить, что Е-ОСАГО начинает действовать не сразу после оформления. Обычно он становится действительным только через 48-72 часов после того, как был оформлен.

Это связано с тем, чтобы у автовладельцев, которые ездят без оформленного полиса, не было возможности в оперативном порядке получить документ сразу после попадания в ДТП.

Иными словами, если водитель стал виновником аварии, то он не сможет на месте со смартфона или планшета оформить дешевый Е-ОСАГО (точнее, процесс оформления будет возможен, но в течение нескольких дней документ будет недействительным).

На электронный адрес, указанный на сайте страховщика, Е-ОСАГО приходит сразу после оформления. Необходимо подождать не более 5-10 минут.

Нужно ли распечатывать и заверять электронный полис?

После оформления Е-ОСАГО, информация об этом сразу передается в АИС РСА, поэтому автовладелец уже является застрахованным, даже если не распечатал копию полиса.

При этом в ГИБДД рекомендуют распечатывать электронный полис ОСАГО, чтобы не возникало сложностей при общении с сотрудниками (далеко не все из них имеют технические возможности на месте проверить наличие полиса у конкретного водителя). Но это только рекомендация, а не обязательство. Заверять распечатанную бумажную копию дешевого Е-ОСАГО не требуется.

У какой ск можно оформить электронный полис?

Практически все страховые компании предлагают услуги по оформлению дешевого электронного ОСАГО через Интернет. Поэтому автовладельцы имеют возможность самостоятельно найти страховщика, где дешевле оформить документ.

Примерный список страховых компаний, где можно оформить Е-ОСАГО на сегодняшний день:

  • «МАКС»;
  • «СОГАЗ»;
  • «Югория»;
  • «Надежда»;
  • «Сургутнефтегаз»;
  • «Ингосстрах»;
  • «Ренессанс Страхование»;
  • «РЕСО»;
  • «Тинькофф Страхование»;
  • «Гелиос»;
  • «Абсолют Страхование»;
  • «ЭРГО»;
  • «Росгосстрах»;
  • «Полис-Гарант»;
  • «Наско» и т. д.

Важно! Многие страховщики предлагают дешевые Е-ОСАГО, которые также вполне подойдут для использования при вождении автомобиля. Но при оформлении договора нужно обязательно прочитать его, про свои права, обязанности страховой компании. Дешевый Е-ОСАГО – это повод призадуматься, потому что ни один страховщик не будет намеренно работать себе в убыток.

Как сотрудники ДПС будут проверять Е-ОСАГО?

Многие российские автовладельцы говорят о том, что лучше возить с собой дешевый электронный полис ОСАГО – чтобы быстрее разговаривать с сотрудниками ГИБДД при остановке и продолжать свою поездку.

Связано это с тем, что проверка наличия и подлинности документа в машине ДПС может занять продолжительное время.

Обязательно возить с собой бумажную копию Е-ОСАГО нет необходимости, но это будет полезно именно для водителей, которые ценят свое время и нервы.

Предъявление дешевой или дорогой страховки ОСАГО – это обязательство водителя, если его остановил сотрудник ГИБДД, потому что каждый водитель должен иметь действующий документ, чего требует законодательство.

Не так давно Государственной Думой РФ был принят в окончательном третьем чтении законопроект, который уровнял электронный и бумажный полис ОСАГО. Поэтому теперь российские автовладельцы имеют возможность оформлять ДТП по европротоколу, даже если у них нет бумажной версии документа.

Источник: https://gidpostrahoe.ru/avto/osago/kakoy-polis-osago-luchshe-vybrat-elektronniy-ili-bumazhniy.html

Источник: https://zen.yandex.ru/media/gidpostrahovke/kakoi-polis-osago-luchshe-vybrat--elektronnyi-ili-bumajnyi-chem-otlichaetsia-obychnaia-strahovka-i-eosago-chto-deshevle-5d7d3abe9515ee00ae4135ce

Что изменится после уравнивания бумажного и электронного полисов ОСАГО?

Электронные полисы осаго станут обязательными

Различия между ними позволит стереть присвоение уникальных номеров. С их помощью сотрудники ГИБДД смогут убедиться в достоверности полиса даже без его предъявления. Но неточность в законе не дает понять, в каком виде водителя попросят показать документ при проверке

Электронные полисы ОСАГО становятся все популярнее у автовладельцев. В течение первого квартала 2019 г. было выдано 4,25 млн таких полисов. По словам президента Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, это число составляет около половины всех договоров ОСАГО, заключенных с января по март текущего года.

Стремясь укрепить тенденцию к росту количества выданных электронных полисов, обе палаты Федерального Собрания РФ в середине апреля одобрили поправки к Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». По задумке парламентариев с принятием поправок жизнь автовладельцев станет проще. Так, будут стерты различия между страховыми полисами ОСАГО, получаемыми на бумажном носителе, и электронными полисами.

Начнут действовать эти поправки в ноябре текущего года.

С 2017 г. все страховые компании обязаны предоставлять автовладельцам возможность заключить договор ОСАГО онлайн. Для этого необходимо зайти в личный кабинет на сайте страховщика и заполнить заявление на заключение договора.

В течение одного рабочего дня после его заключения страховая компания вносит сведения о договоре в автоматизированную информационную систему (АИС). После выплаты владельцем транспортного средства страховой премии страховщик направит ему электронный полис.

Сейчас, если договор заключен онлайн, полис обязательно оформляется на бланке и либо выдается автовладельцу в офисе страховой компании, либо направляется ему за его же счет по почте. После вступления в силу поправок полис по желанию автовладельца можно будет напечатать на бланке страховщика или на обычной бумаге.

Каждому договору ОСАГО страховщики станут присваивать уникальный номер, который будет фиксироваться в АИС. Таким образом, этот номер позволит сотруднику ГИБДД при проверке полиса идентифицировать страховую компанию и убедиться в достоверности документа. После вступления в силу поправок водитель сможет предъявить сотруднику ГИБДД полис в следующем виде:

1) на бланке строгой отчетности (если полис был получен традиционным способом);

2) с помощью мобильного устройства или в виде распечатки электронного полиса (если полис был получен онлайн).

В новом законе указано, что «страховой полис может быть представлен для проверки по требованию… сотрудников… в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе».

Получается, что автовладелец должен быть готов предъявить электронный полис двумя указанными способами.

Но учитывая, что уникальный номер полиса будет отображаться в АИС, возможно, на практике сотрудники ГИБДД будут интересоваться только номером полиса и не будут просить показать документ на мобильном устройстве или предъявить его распечатанную копию. При этом требование сотрудника правопорядка предоставить электронный полис на бланке строгой отчетности после вступления в силу поправок будет незаконным.

В настоящее время мошенники находят действующий полис через АИС, а потом, используя его реквизиты, делают поддельный документ и продают его ничего не подозревающему автовладельцу. При проверке поддельного полиса по его номеру в АИС сервис подтверждает существование такого документа.

Также продавцы поддельных полисов похищают бланки из страховых компаний или вступают в сговор с их сотрудниками. Страховые агенты списывают бланки как утраченные и продают их номера.

Уравнивание бумажного и электронного полисов должно способствовать увеличению доли выданных электронных полисов.

Однако «липовым» может оказаться и полис, купленный онлайн. Это случается при приобретении полиса на созданном мошенниками сайте-клоне. Он может быть один в один схож с сайтом крупной страховых компаний.

Помните: покупать электронный полис нужно на официальном сайте лицензированной страховой организации. Причем переходить на него лучше по ссылке с сайта Российского союза автостраховщиков.

Кроме того, чтобы не купить фальшивый полис, необходимо убедиться в том, что страховая компания имеет лицензию на его выдачу. Для этого следует воспользоваться сайтом Центрального банка: можно открыть реестр субъектов страхового дела либо найти компанию в справочнике участников финансового рынка.

Источник: https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/chto-izmenitsya-posle-uravnivaniya-bumazhnogo-i-elektronnogo-polisov-osago/

ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях

Электронные полисы осаго станут обязательными

20.01.2021 | 57188 просмотров

В России полным ходом идет реформа «автогражданки». Если вы ничего о ней не слышали, то настоятельно рекомендуем ознакомиться с готовящимися изменениями, ведь их реализация приходится как раз на 2021 год. Ну а если вы законопослушный автомобилист, то для вас ОСАГО в этом году может даже подешеветь! Рассказываем основные подробности.

Значительная часть изменений в сфере ОСАГО внедряется в российское законодательство последние полтора года.

В середине 2020 года власти приняли целый ряд поправок в федеральный закон «Об ОСАГО», до реализации которых из-за пандемии COVID-19 дошло только сейчас.

В 2021 году к этим поправкам присоединится ряд других мер, которые так или иначе повлияют на процесс оформления полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Чего же стоит ждать автомобилистам?

Нарушители заплатят больше

Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.

Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые.

Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более.

Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.

Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента.

В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения.

Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.

Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.

Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2021 году, но когда именно, пока неизвестно.

«Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые.

«При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.

Доплата за некоторые автомобили

Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами.

То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше.

Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».

Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности.

Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность.

Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.

) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов.

— Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.

В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее.

И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют.

Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.

Заявка на выплаты онлайн

Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении.

Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг.

Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать. В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью.

«Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии.

Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.

Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта.

Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту.

Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.

Не прошел техосмотр — остался без выплат

Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра.

Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.

Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.

Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки».

Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах.

Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.

«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

— Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт.

Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.

В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.

Штраф с камеры за отсутствие ОСАГО

Наконец, весьма вероятно, что в 2021 году водителям все же начнут приходить штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО. Считать так есть несколько причин.

Во-первых, Минюст и МВД планируют дополнить проект нового КоАП нормой, разъясняющей порядок оформления данных штрафов в автоматическом режиме.

Предполагается, что штраф 800 рублей за отсутствие ОСАГО будет оформляться в отношении автомобилиста не чаще одного раза в сутки.

По закону полис ОСАГО должны иметь владельцы всех автомобилей, передвигающихся по территории РФ. Машины, зарегистрированные в других государствах, — не исключение.

Однако на практике часто водители таких ТС просто игнорируют данное требование: штраф за отсутствие полиса ОСАГО составляет всего 800 рублей, а в случае ДТП водитель-иностранец просто предлагает другой стороне деньги наличными.

Примечательно, что штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО таких водителей фактически не коснутся: срок привлечения к ответственности должников из-за границы составляет всего два месяца, к тому же у Федеральной таможенной службы нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС.

Во-вторых, систему рассылки «писем счастья» за отсутствие полиса «автогражданки» уже протестировали в августе 2019 года в Москве. Тогда водителям по почте приходили уведомления без штрафов.

Затем эксперимент закончился, а бывший вице-премьер РФ Максим Акимов пообещал, что в первом квартале 2020 года новая система заработает.

Из-за пандемии коронавируса планам не суждено было сбыться, но, учитывая, что информационная система ОСАГО работает, а страна уже научилась жить в условиях пандемии, есть вероятность, что в 2021 году штрафы с камер за отсутствие ОСАГО все же начнут приходить.

«Вся система готова. Скорее всего, в 2021 году все будет запущено в ограниченном режиме и в каком-нибудь отдельно взятом регионе, — рассказал Дрому Петр Шкуматов. Одновременно координатор «Синих ведерок» добавил, что контролировать наличие ОСАГО нужно не только у автомобилей, но и у конкретных водителей.

«Очень распространенной стала ситуация, когда в тебя въезжает представитель какой-нибудь среднеазиатской страны, [управляющий] такси без полиса ОСАГО. Потом он заявляет, что не собирается ничего возмещать, предлагает судиться, а сам — уезжает к себе на родину», — пояснил Шкуматов.

Именно против таких автомобилистов, по словам эксперта, камеры, скорее всего, окажутся бессильными.

Добавим, что сейчас в России без полиса ОСАГО эксплуатируется примерно 2–4 млн автомобилей.

Как видите, в 2021 году ОСАГО претерпит целый ряд важных изменений. Однако законопослушным автомобилистам, скорее всего, беспокоиться не стоит: для них по большому счету ничего не изменится, а полис «автогражданки», возможно, даже станет несколько дешевле.

Самое главное, что нужно сделать водителю — следить за действительностью не только полиса ОСАГО, но и диагностической карты.

А вот властям следовало бы позаботиться о том, чтобы «автогражданку» приобретали все автомобилисты — в том числе и те, кто прибыл к нам из-за рубежа.

Источник: https://www.drom.ru/info/misc/82346.html

Осаго в 2021 году: к чему готовиться водителям :

Электронные полисы осаго станут обязательными

Реформа системы обязательного автомобильного страхования была запущена еще осенью 2019 года, а принять новые правила автогражданки планировали в три этапа. Большая часть нововведений официально вступила в силу летом 2020 года. Однако из-за пандемии не все пункты программы были выполнены в срок, и многое заработает только в 2021 году. 

Высокие тарифы для нарушителей

Страховщики при заключении договора ОСАГО смогут повышать тариф водителям, которые серьезно нарушили ПДД. Так, больше придется заплатить тем, кого поймали за проезд на красный свет, превышение скорости более чем на 60 км/ч, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом виде.

Все эти нарушения хранятся в специальной базе ГИБДД, доступ к которой должны были обеспечить сотрудникам страховых компаний. Но в итоге система обмена информации будет иной и заработает только в 2021 году, хотя по документам она должна была быть запущена еще полгода назад, сообщили в РСА (Российский союз автостраховщиков). 

«Будет определенная форма запроса и определенная форма ответа. МВД будет просто выдавать информацию, попадает человек под повышенный коэффициент из-за нарушений или нет. У полиции есть свой алгоритм, который они сейчас дорабатывают и автоматизируют.

Страховщикам не будут указывать конкретных нарушений, не будут указывать, сколько их. Страховая компания получит по запросу четкий ответ: «да» или «нет». И на этом основании станут принимать решение о коэффициенте», — объяснил Autonews.

ru исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. 

 Александр Рюмин / ТАСС

Помимо технических аспектов доступа к базе, необходимо также внесение изменений в постановление правительства, которое регламентирует порядок информационного взаимодействия РСА с ГИБДД. Наладить совместную работу сотрудники полиции и страховщики планируют в 2021 году.

Техосмотр по новым правилам

В марте 2021 года полностью изменятся правила прохождения техосмотра, который напрямую привязан к оформлению полиса ОСАГО.

Чтобы пройти техосмотр в 2021 году, водители должны будут поехать исключительно в авторизованный РСА и ГИБДД сервис.

Сотрудники последнего должны будут в режиме онлайн внести в базу данных техосмотра всю информацию об автомобиле в моменте — фотографии с опознавательными элементами и координаты машины. 

Таким образом, власти хотят избавиться от «серых» схем получения диагностических карт, которые зачастую оформляются через интернет или прямо в офисе страховой компании за определенную сумму, не глядя на реальное техническое состояние автомобиля. С марта 2021 года получение диагностической карты усложнится, а недобросовестных страховщиков и техцентры будут наказывать большими штрафами.

Штрафы за отсутствие техосмотра предусмотрены и для водителей. Сумма наказания будет увеличена до 2 тыс. руб. Однако взимать штрафы начнут не сразу, а лишь спустя год после вступления в силу всех новых правил — с марта 2022 года. При этом представители РСА уверены, что такое наказание для водителей без техосмотра будет справедливым.

 Пальм Елена / ИТАР-ТАСС

«На сегодняшний момент штрафы за отсутствие техосмотра распространяются только на общественный транспорт, легковые такси и специальный грузовой транспорт.

На остальные виды автомобилей физических лиц штрафа нет, поэтому идут большие злоупотребления в этой части — фактически люди проходят техосмотр только для заключения договора ОСАГО.

Бывают ситуации, когда техосмотр заканчивается через неделю после заключения договора ОСАГО, и никто не будет его продлевать после. А делать диагностический осмотр автомобиля необходимо», — считает заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов.

По его словам, доля транспортных средств старше 10 лет в России составляет более 50%. Такие машины,: согласно действующим правилам, должны проходить техосмотр раз в год. Штрафы, по мнению представителя РСА, как раз будут стимулировать водителей проходить обязательную диагностику.

Нет диагностической карты — нет выплат

Кроме того, в 2021 году какая-то часть водителей рискует остаться без страховых выплат в случае ДТП.

Дело в том, что до 1 ноября 2020 года в России действовала карантинная отсрочка предоставления в страховую компанию диагностической карты.

Страховщикам разрешили из-за пандемии выдавать полиса ОСАГО без техосмотра. Но к ноябрю водители были обязаны сделать диагностику и уведомить об этом свою страховую компанию.

Если автомобилист не сделал все вышеперечисленное, у него могут быть большие проблемы: в случае ДТП по его вине страховая компания имеет право предъявить к нему требование регресса и взыскать через суд все выплаты. Действующий полис ОСАГО помехой не станет, так как данная норма законно дана страховщикам как инструмент возмещения убытков по вине водителей, не прошедших положенный диагностический осмотр.

 Мобильный репортер / АГН «Москва»

«Может получиться даже так, что техосмотр пройден, но страхователь не проинформировал об этом. В ряде компаний говорят, что не будут в таком случае предъявлять претензии. А другие могут посчитать иначе. Это решение на усмотрение страховой. В данном случае важно, как будет развиваться судебная практика, если она будет. Но по закону регресс возможен и за не информирование», — объяснили в РСА.

Штрафы с камер

Уже неоднократно сообщалось о том, что дорожные камеры в крупных городах научились распознавать в потоке автомобили без ОСАГО. Еще в период карантина и введения штрафов за езду без электронных пропусков эксперты высказывали предположения, что эти же камеры начнут вычислять номера машин без автогражданки.

Автомобилистам даже озвучили сумму штрафа с камеры — 800 руб. за каждый выезд без страховки. Штрафы за езду без ОСАГО водители будут получать один раз в сутки. Пока система «писем счастья» за езду без страховки еще тестируется, но с большой вероятностью именно в 2021 году она будет официально запущена сперва в крупных городах, а после — в регионах.

Источник: https://www.autonews.ru/news/5feaf6039a7947c0d049df8f

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.